Обслуживание кпп камаз: самостоятельная регулировка и установка на двигатель
Содержание:
- Устройство и работа коробки КамАЗ
- Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?
- Схема переключение передач на КАМАЗЕ
- Коробка передач КАМАЗ 4308 схема переключения
- Особенности переключения
- Электросхема световой оповестительной сигнализации
- Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ
- Коробка передач КАМАЗ 5320 схема переключения
- Что нужно знать о трансмиссии
- ЛуАЗ-969 — Википедия
- Ремонт бетоносмесительной установки
- Как запустить мотор и тронуться с места на большегрузном авто
- Навигация по записям
- Сколько стоит коробка на КамАЗ
- Управление коробкой передач
- Система контрольно-измерительных приборов
- Устройство и схема переключения
- Устройство и принцип работы
- Разбор
- Управление при подъёме на склон
- Как начать движение
Устройство и работа коробки КамАЗ
Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?
В транспортных средствах КамАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.
Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:
- Когда водитель переключает скорость, педаль сцепления должна быть выжата до упора. Если вы не выжимаете сцепление до конца, в результате это приведет к ускоренному износу синхронизаторных устройств трансмиссии.
- Одно из главных требований — запрещается переключаться с повышенных передач на пониженные. То есть переходить с 5, 6, 7 или 8 скорости на 1, 2, 3 и 4, если скорость движения транспортного средства составляет больше 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора демультипликатора.
- При необходимости переключиться с повышенной скорости на пониженную, делать это нужно последовательно. Перескакивать через передачу нельзя, поскольку это также станет причиной разрушения синхронизаторов трансмиссии. Если нужно переключиться на повышенную скорость, то такое переключение допускается.
- Нельзя полностью обхватывать рычаг коробки, переключаясь с одного диапазона скоростей на другой. Процесс переключения должен осуществляться открытой ладонью.
- При необходимости перейти из нейтрального положения I в положение II нужно действовать легким ударом открытой ладони, сцепление при этом не включается. Так переключается демультипликатор.
- Нельзя при езде на нейтральной скорости перемещать селектор вправо или влево для поиска нейтралки. В камазовской коробке передач есть крепления, которые фиксируют селектор КПП в нейтральном положении. Причем держат они его между третьей и четвертой скоростями в пониженном диапазоне, а также между пятой и шестой скоростью в повышенном.
- Нельзя двигаться накатом под уклон. Маслонасос трансмиссии вращается от движения первичного вала коробки. Когда машина двигается накатом, мотор функционирует на холостом ходу, а маслонасос на пониженных оборотах. Из-за этого образуемое насосом давление будет недостаточным для оптимальной смазки подшипниковых элементов. А если смазки не хватит, то подшипники быстро перегреются.
- Не допускается буксировка транспортного средства при подсоединенном карданном валу от коробки передач к ведущему мосту либо к раздаточной трансмиссии. Имеются в виду полноприводные авто. При невыполнении этого правила маслонасос коробки может выйти из строя в результате недостатка смазки.
- При запуске мотора буксировкой нужно использовать только скорости повышенного диапазона.
- Перед тем как оставить КамАЗ на парковке, нужно выставить селектор КПП в левое нейтральное положение.
- Отдельно скажем про задний ход. Его активация возможна при полной остановке машины и падении холостых оборотов до минимума. Это допускается спустя 10 секунд после отключения сцепления.
` reviewsOverall ` / 5 Пользователей ( Оценок)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{` review`.`rating_title `}
Показать еще {{ pageNumber+1 }}
Схема переключение передач на КАМАЗЕ
Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.
Расположение передач на отечественном КамАЗе моделей 5320 или хорошо видно на демонстрируемой картинке, где Н – это пониженный режим работы, а В – повышенный:
С точки зрения водителя переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:
- первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
- вторая передача – вправо и вверх;
- третья – вниз по центру;
- четвертая – вверх, право и еще раз вверх;
- пятая – вниз справа.
- задняя – влево и вниз.
Положение рычага делителя на порядок переключения и на расположение передач не влияет.
Коробка передач КАМАЗ 4308 схема переключения
КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков
Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.
коробка камаз евра 3
https://youtube.com/watch?v=H_cxRbu9Opg
Не включается скорость камаз
коробка камаз евра 3 (1)
https://youtube.com/watch?v=Fu6v7tOe8Hs
Камаз 6520 #6 коробка zf16
Самосвал КАМАЗ 6520
Установка Коробки отбора мощности
ZF KAMA
ямз 238 кпп маз рычаг переключения камаз
Также смотрите:
- Кдм на КАМАЗе 65115
- Порядок работы двигателя КАМАЗ 740 видео
- Оборвало поршень на КАМАЗе
- Центральная система смазки КАМАЗ
- КАМАЗ на мировом рынке
- Каналопромывочной машины ко 512 КАМАЗ
- Кольцо упорное чулка КАМАЗ
- Двигатель КАМАЗ прототип
- Предпусковое зарядное устройство для КАМАЗа
- Ацпт 7 5 на КАМАЗе
- Как поставить мазовский двигатель на КАМАЗ
- Бензобак КАМАЗ 500л
- Новая кабина КАМАЗа с туалетом
- КАМАЗ это транспортное средство
- Схема привода спидометра КАМАЗ 55111
Особенности переключения
Если автомобиль КамАЗ едет с горы, используют высшую передачу. Переход с 1-ой на 2-ю скорость происходит путём двух нажатий на ножной рычаг муфты. Манёвр сопровождается добавлением газа с целью сгладить обороты коленчатого вала. Если машина едет вверх, обороты вала должны соответствовать 2000 мин-1 и выше. Не соблюдение этого совета приведёт к перегреву, а так же к остановке и выходу из строя мотора.
Читать далее: Характеристика гелевых АКБ для авто описание советы как заряжать гелевый аккумулятор
Трансмиссия КамАЗ отличается качеством, надёжностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Деление коробки на два режима, использовано для легкости движения двигателя при различной загруженности транспорта. При старте на груженом транспорте, применяют повышенную скорость, доводя вращение вала до 2600 мин-1.
Коробки переключения передач, устанавливаемые на КамАЗ, отличаются от своих аналогов, устанавливаемых на другие грузовые автомобили, своими конструктивными особенностями. КПП КамАЗ, при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения качественного ТО, может работать без ремонта достаточно долго даже в тяжелых условиях.
Коробка КамАЗ – основная составляющая трансмиссии данного автомобиля. Осуществляя изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты, КПП на КамАЗе позволяет регулировать тяговые и скоростные характеристики автомобиля в достаточно большом диапазоне, при этом используя ДВС с большей эффективностью.
Коробки, устанавливаемые на КамАЗ, конструктивно довольно просты. Коробка КамаЗА состоит из таких узлов и элементов как:
- картер;
- установленные в картере КПП ведущий, ведомый и промежуточный валы;
- шестерни, синхронизаторы, подшипники;
- механизм переключения скоростей;
- делитель КПП КамАЗ, дополнительный одноступенчатый или двухступенчатый редуктор (используется в КПП КАМАЗ 15-й модели);
Примечание: Автомобили КамАЗ, могут быть оборудованы пятиступенчатой, шестиступенчатой, восьмиступенчатой либо десятиступенчатой механикой (многоступенчатая коробка КамАЗ с делителем).
Перечень основных типов разных модификаций коробок:
- тип коробок модельного ряда 14 (141,142,144) — механическая пятиступенчатая коробка с трехходовым механизмом переключения (дистанционное переключение передач);
- тип коробок модельного ряда 15 (152,154) – механическая десятиступенчатая МКПП, представляющая собой пятиступенчатую коробку с передним двухступенчатым делителем, увеличивающим количество скоростей до 12, а именно 10 вперед и 2 назад (дистанционное переключение скоростей, пневмомеханическое переключение скоростей редуктора); Тип коробок модельного ряда 16 (161) — механическая восьмиступенчатая КПП, представляющая собой четырехступенчатую коробку ZF с расположенным сзади двухступенчатым планетарным демультипликатором (ручное управление)
- тип коробок модельного ряда ZF (Германия) — механические многоступенчатые КПП, такие как: ZF-6S1000-шестиступенчатая КПП; ZF-9S109 девятиступенчатая КПП с дополнительной пониженной передачей и др.
Обратите внимание, типы коробок модельного ряда 14 и 15, имея разные конструктивные и технические характеристики, отличаются между собой разными передаточными числами. https://www.youtube.com/embed/fD4li1nayhA
Электросхема световой оповестительной сигнализации
Эта система управляет задними стопами и указателями поворотов. Она служит для оповещения других участников движения о маневрах, которые совершает грузовик. Общая схема этой системы представлена на рисунке ниже:
Цифрами на схеме обозначены:
- фонарь левый;
- фонарь правый;
- реле указателей поворота и аварийной сигнализации;
- предохранитель ПР 119 (6 А);
- переключатель света;
- предохранитель 13.3722 (7,5 А);
- предохранитель ПР 310 (10 А);
- выключатель аварийной световой сигнализации;
- указатель поворота правый
- указатель поворота левый;
- фонарь задний левый
- фонарь задний правый;
- выключатель сигналов торможения;
- выключатель электромагнитного клапана прицепа;
- реле сигналов торможения;
- сигнал звуковой (зуммер);
- 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов;
- выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
- реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы;
- выключатель света заднего хода;
- фонарь заднего хода;
- розетка прицепа 24 В;
- выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала;
- 27, 28 — блоки сигнализаторов;
- выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра;
I. к выключателю приборов и стартера;
II. к указателю температуры охлаждающей жидкости;
III. к тахометру;
IV. к спидометру.
- Система аварийной световой сигнализации;
- Указателей торможения (стопов);
- Указателей поворота
- Контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа;
- Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
- Стояночной тормозной системы;
- Падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов;
- Блоки контрольных ламп,
Кроме этого в систему входят разнообразные переключатели и реле.
Краткие пояснения к схеме. Под цифрой 8 скрывается всем хорошо известная «аварийка». То есть этот выключатель включает сразу все указатели поворотов.
Сами поворотники, в штатном режиме, включаются комбинированным переключателем света, помеченным на схеме цифрой 5. Их прерывистое свечение обеспечивает специальное реле (3).
Саму работу указателей поворотов водитель наблюдает благодаря сигнальным лампам (26), при этом машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.
Сигнал о торможении на стопы поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него идёт через промежуточное реле (15), а потом уже на лампы стопов
Обращаю ваше внимание на то, что цепь стопов включена через амперметр, и не связана выключателем приборов и стартера. Это сделано для того, чтобы стопы загорались даже тогда, когда зажигание выключено
Необходимо знать, что сигнализация торможения включается даже тогда, когда включается стояночный тормоз — ручник. За включение стопов, при включении ручника, отвечает датчик, помеченный на схеме цифрой 20. При включении стояночного тормоза стопы горят прерывистым светом. Такую работу обеспечивает реле-прерыватель (21).
Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ
Коробка передач КАМАЗ 5320 схема переключения
КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков
Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.
коробка камаз евра 3
https://youtube.com/watch?v=H_cxRbu9Opg
Коробка передач на русской машине КАМАЗ
Как правильно пользоваться делителем на камазе
https://youtube.com/watch?v=vrTdDoE7yVE
Схема переключения передач «Двойное Н» от ZF
Камаз — 55111
https://youtube.com/watch?v=Pofeh2P0ers
Переключение КПП без делителя на 16-ти ступенчатой ZF
https://youtube.com/watch?v=8TC87G4W9pU
Ролик Камаз 2
КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ
Также смотрите:
- КАМАЗ 53215 генератор
- Farming simulator 2013 Камаз 44108
- Дром грузовой КАМАЗ
- Новый образ Камаза
- Реактивная тяга КАМАЗ 5320
- Устрой компрессоре Камаз
- КАМАЗ сельхозник запчасти
- Подрамник КАМАЗ сельхозник
- Не включается задняя передача на КАМАЗе
- Прокачка гур КАМАЗ
- Сколько электролита в аккумуляторе Камаза
- Неисправности рабочей тормозной системы Камаз
- КАМАЗ тормозные трубки пвх как поменять
- Инструкция по ремонту и эксплуатации Камаз 55102
- Устройство пневмо сидения от Камаза
Что нужно знать о трансмиссии
Трансмиссия машины состоит из следующих частей и узлов:
- силовая установка;
- коробка переключения передач;
- блок для включения задней передачи;
- трехвальный картер;
- защитная крышка агрегата.
Тип и устройство КПП напрямую зависит от модели грузовика. На данный момент большинство машин комплектуются пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Трансмиссия может иметь КПП и на 10 передач. 5-ступенчатые преимущественно используются на КамАЗах, которые эксплуатируются в качестве индивидуальных грузовых машин. 10-ступенчатые актуальны для огромных автопоездов, транспортирующих внушительные грузы.
Модели КамАЗов, на которые устанавливаются эти два типа коробок:
- 55111;
- 43118;
- 4308;
- 5490;
- 5511;
- 53229;
- 53212;
- 53205;
- 53114;
- 65115 и многие другие.
Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Ее разрабатывали конкретно для машин, эксплуатация которых осуществляется в тяжелых условиях, например, на неподходящем для езды грунте, горном рельефе, с транспортировками габаритных и массивных грузов.
Главная конструктивная особенность этой коробки – появился редуктор, позволяющий работать в двух режимах, конкретно – в пониженном и повышенном. Он имеет улучшенный синхронизатор. Мощность трансмиссии существенно возросла именно за счет делителя режимов. Он необходим для уменьшения нагрузки на двигатель, что положительно сказывается на его работоспособности и коэффициенте полезного действия.
При движении в облегченном режиме рычаг делителя должен находиться в опущенном состоянии. Если предполагается езда с грузом, его нужно перевести в поднятое состояние.
Вне зависимости от типа включаемой передачи – как пониженной, так и скоростной, обязательно использование системы сцепления. Водитель воздействует на нее с помощью соответствующей педали в кабине.
ЛуАЗ-969 — Википедия
Ремонт бетоносмесительной установки
Как запустить мотор и тронуться с места на большегрузном авто
Передвижение на пустом автомобиле трудностей не вызывает, а вот езда на загруженном КамАЗе требует внимания.
Совет! Прежде чем говорить о запуске мотора большегрузного авто, следует понять схему КПП, которая имеет свои отличия от легковых машин.
Единственная схожесть агрегатов двух типов авто является обязательное выжимание сцепления при запуске ДВС. Дальнейшая смена скоростей на грузовом авто выполняется в несколько шагов.
Разберем, как активируются ступени на примере старта мотора на ровной трассе с твердым покрытием:
- первая «В»;
- вторая «В»;
- третья «В»;
- активация вторичной «Н», переход на четвертую скорость;
- продолжая двигаться на четвертой ступени, вернуться на первичную «В»;
- переход на «Н» и включение пятой;
- последнее – переход на облегченную «В», при этом нужно оставаться на пятой ступени.
Как видно из разбора, основное правило передвижения с коробкой КамАЗа 4310 основывается на спокойном старте с пониженных передач и равномерной смене ступеней.
Старт груженого транспорта выполняется с последовательной сменой всех передач, однако первые 4 скорости следует включать в утяжеленном вторичном режиме «Н». Дальше 4-ая переводится в положение «В», после пятая «Н», затем снова «В».
Навигация по записям
Сколько стоит коробка на КамАЗ
Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.
Галерея «Схемы устройства КПП»
Правила переключения КПП в разных условиях
Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?
Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»
Комментарии и Отзывы
Управление коробкой передач
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимать до упора. Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода. Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления). Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач. В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом. Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.
Внимание! Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия. При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см
рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач. Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически. Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг
При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач. Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически. Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.
Рычаг переключения передач
Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):
- 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
- 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).
При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной.
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310
Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
Внимание! Для коробок передач строго запрещается:
- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
- двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
- включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа
Источник
Система контрольно-измерительных приборов
Как не трудно догадаться из названия, данная система предназначена для обслуживания различных контрольно-измерительных приборов, указателей и датчиков. Приборы располагаются на приборной панели машины, а датчики расположены в её различных узлах и механизмах.
Электрическая схема данной системы следующая:
Цифрами на схеме обозначены:
- указатель уровня топлива;
- датчик указателя уровня топлива;
- предохранитель 13.3722 (7,5 А);
- датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- датчик перегрева охлаждающей жидкости;
- датчик аварийного давления масла;
- датчик указателя давления масла;
- указатель давления масла;
- 11 — блоки контрольных ламп;
- указатель температуры охлаждающей жидкости;
- генератор;
- тахометр;
- спидометр;
- датчик спидометра;
I. к выключателю приборов и стартера
Устройство и схема переключения
Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.
5 ступенчатая
Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:
- первичный, вторичный и промежуточный вал;
- вращающийся подшипник;
- шестерни;
- картер, переключатель и задняя крышка;
- крепежные элементы;
- емкость для масляной жидкости.
Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.
8 ступенчатая
Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:
- картер;
- подвижные шестерни;
- вал промежуточного типа;
- шестерни постоянного зацепления;
- ведущий вал;
- шлицы;
- венец зубчатого типа;
- крышку;
- ведомый вал;
- блок шестерен заднего хода;
- осевой механизм реверса.
После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.
Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.
9 ступенчатая
В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:
- картер сцепного устройства;
- прокладка;
- вилка переключения скоростей;
- правый вал;
- шайба шестерни реверса;
- ленивая шестерня заднего хода;
- роликовый подшипник вала промежуточного типа;
- крепежные болты и гайки;
- пружинная шайба;
- уплотнительное кольцо;
- стопорное кольцо;
- игольчатый подшипник;
- втулка вилки механизма сцепления.
Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.
Устройство и принцип работы
Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.
Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.
Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.
Переключение скоростей осуществляют следующим образом:
- Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
- Затем выжимают сцепление.
- Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.
Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.
Разбор
Разборка коробки передач начинается с демонтажа болтового соединения от КПП 15 КАМАЗ, после чего нужно отвернуть гайку и прочие фланцевые крепления у кардана, изъять фланец. Выемка всех крышек производится путем вворачивания крепящих болтов в отверстия на крышке.
Теперь можно убрать фиксирующее кольцо у подшипника, изъять шайбу упора. Задний подшипник снять с помощью съемников и захвата. Винт ставить в траверсу, упираясь в валовый торец.
Снятие картера коробки передач сопровождается установкой технологической шайбы упора. Положение элемента ограничено венцом шестерни (от позиции рычага №2) плюс аналогичным элементом от перемещения задним ходом. Это действие необходимо, чтобы избежать повреждения зубьев.
Перед демонтажем валов следует спрессовать с помощью съемника ось узла шестеренок передвижения задним ходом. Рычаг переключения передач КАМАЗ 55111 должен находиться в крайней точке. Теперь можно закрутить рукоятку до момента полного демонтажа конструкции оси шестерен.
Разбор ведомого вала
В предварительные работы по разбору входит съем стопорного кольца совместно с наружными подшипниками. Такой элемент, как картер КПП КАМАЗ 152, относится к числу заменяемых элементов. Винт следует вставить одной стороной в траверсу, а другой – в торец вала. Данное действие позволит изъять подшипники и синхронизирующие запчасти высоких передач вместе с кольцом упора от четвертой позиции.
После можно приступить к следующим этапам разборки:
- убрать запирающую шпонку и плавным вращением добиться совпадения вала и шайбовых шлиц;
- демонтировать шестеренку одновременно с роликами, осуществить прессовку втулки от этой же передачи и изъять шпонку от замка;
- вынуть детали, включая муфту старта и детали от обратного хода;
- разобрать остальные детали.
Демонтаж верхней крышки
Следующий этап настройки и мониторинга КПП КАМАЗ НА ЯМЗ 238 заключается в разборке крышки верха. Это представляет собой последовательность действий:
- отворачиваем гайки и изымаем опоры стаканов, рычага, пружин и фиксационных шариков;
- снимаем установочные винты, удаляем все заглушки, убираем штоки и тяги КПП КАМАЗ 65115 совместно с замковым штифтом, расположенным в среднем штоке;
- удаляем пружинный стакан, снимаем пружину одновременно с предохранителем.
Сборка крышки осуществляется в обратной последовательности. Здесь, как и при других автомобильных ремонтных процессах, есть нюансы, позволяющие грамотно осуществить сборку. Так, нельзя разукомплектованные шестерни, если не было их замены
Если часть шестеренок заменялась, то важно правильно сопрягать запчасти с использованием станков. Проверка шестеренок прошла успешно, если звук, производимый торможением, ровный, без посторонних шумов
Частотность звука – низкая. Шумы повышенной частотности являются тревожным знаком.
Монтаж насыпного подшипника подразумевает установку роликов (88 штук) в два ряда. Между ними нужно установить промежуточную втулку. Напрессовку шестеренок привода необходимо производить при нагреве запчастей до температуры в 90 ℃.
Важно обратить особое внимание на исправное функционирование синхронизаторов. Нормальное напряжение статики – 28-38 кгс. Кроме этого, качественная сборка отличается такими параметрами:
Кроме этого, качественная сборка отличается такими параметрами:
- на блокирующих фасках нет следов существенного износа;
- величина зазора в ступицах шестерен варьируется в промежутке 0,27-0,4мм (для 1,2,3 и заднего хода) и 0,26-0,5 (для положения 4);
- зазор торца в ступице главной шестеренки у ведущего вала – 0,37-0,7мм;
- минимальные зазоры люфта при монтаже крышек. Их размер можно скорректировать при помощи введения регулировочных элементов.
Установка крепежей производится с нанесением уплотняющей субстанции на площадь 2-3 витков резьбы картера и на контур задней крышки. Все рабочие кромки у манжет уплотнения необходимо смазать
Важно, чтобы после монтажных работ все валы и шестерни могли свободно крутиться при любом расположении рычага, включая нейтральное
Не допускается одновременное включение более двух передач, а также минимальная течь масла из КПП. Во время кручения вала муфта должна беспрепятственно перемещаться по всей поверхности направляющей крышки. Все детали, подвергшиеся ремонту или замене, должны в обязательном порядке успешно пройти тестирование на автослесарном оборудовании.
Управление при подъёме на склон
Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.
- При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
- Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
- Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.
КамАЗ, управление на оледенелой дороге:
Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.
Как начать движение
Начинать движение на этой машине нужно с пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не надо. Обязательным условием является выжимание педали сцепления. Порядок переключения высоких и низких передач на КамАЗе может изменяться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.
Классическая схема выглядит следующим образом:
- выжимается сцепление и включается первая передача (1В);
- далее необходимо переключиться на передачу 2В;
- следующий этап – включение передачи 3В. При этом скорость вращения коленвала уже должна быть не меньше семи тысяч оборотов в минуту.
Автомобиль начинает ехать и постепенно разгоняться. Теперь можно перевести рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра покажет 3000 оборотов в минуту, включается четвертая передача 4Н. Далее – снова понижаем скорость, включаем уже 4В. И на заключительном этапе требуется переключить на 5Н. Если все было проделано правильно, КамАЗ уже будет на уверенном и быстром ходу.
Трогаться с места на КамАЗе, при условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, не так уж и сложно. Постоянная практика позволит выработать мышечную память, благодаря чему необходимые передачи будут включаться быстро и без задержек.
Важно понимать, что от уровня оптимизации работы коленчатого вала зависит и расход топлива. Переключаются передачи на КамАЗе быстро, без ненужных задержек и ровно в то время, когда это требуется
Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению количества используемого топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.