Что такое гидроудар двигателя и его последствия

Содержание:

Особенности выбора шестигранника

Конструкция

Причины гидроудара двигателя

Наиболее распространенным случаем получения гидроудара, является проезд по глубоким лужам или бродам. Наверное все меняли в своем автомобиле воздушный фильтр и видели откуда происходит забор воздуха. Так вот, как только уровень воды превысит высоту, на которой расположен воздухозабор, то в ближайшие секунды двигатель скорее всего заглохнет, что будет свидетельствовать о гидроударе.

Дело в том, что вода попадающая в камеру сгорания вместо воздуха не даст поршню дойти до его верхней мертвой точки (ВМТ). Отсюда следует, что коленчатый вал не сможет полностью провернуться, а вот здесь есть несколько путей развития проблемы.

Какие признаки при возникновении гидроудара

На признаки гидроудара двигателя указывает характерный звук, который возникает при прохождении водных препятствий или после них. Автомобиль в таких случаях часто глохнет, однако иногда бывают случаи, когда авто при гидроударе не глохнет и вполне нормально перемещается довольно продолжительное время (даже до 10 тыс. км). Но обнадеживаться в такой ситуации не стоит, поскольку все это время идет износ силового агрегата ускоренными темпами, что приведет к печальным последствиям.

Определить перенесенный гидроудар можно по следующим признакам:

  • Явный признак гидроудара – вода во впускном коллекторе.
  • С высокой долей вероятности можно говорит о гидроударе при деформация воздушного фильтра или искривленной гофре.
  • Деформация коленчатого вала.
  • Деформированный шатун.
  • Заклинивание двигателя.
  • Затёртый по диагонали поршень.
  • Поломка кулака.
  • Неравномерный износ вкладышей, который сможет увидеть даже не профессионал.
  • Повреждение блока цилиндров.
  • На дне поршня образовалось два слоя отложений. Первый слой – это нагар, который отложился еще до удара, а второй соответственно, после.
  • Образование на поршневой юбке нагара, потертостей и задиров в несвойственных местах.

Если присутствует хоть один из вышеперечисленных симптомов – мотор вашего автомобиля подвергся воздействию гидроудара.

Последствия и их сила напрямую зависят от трех факторов, а именно:

  1. Мощность двигателя автомобиля.
  2. Количество попавшей в цилиндр воды.
  3. Количество оборотов двигателя на момент гидроудара.

Если после возникновения гидроудара не принимать оперативных действий, а именно заменить поврежденные детали и произвести ремонтно-восстановительные работы последствия могут стать значительно хуже.

Полезное видео

Что делать, если произошел гидроудар

Дыра после гидроудара двигателя

Далее выкручиваем свечи и пытаемся вручную провернуть коленвал. Если вам повезло, и вы смогли сделать один полный оборот коленвала, то можно постараться провернуть его стартером. Здесь главное не переусердствовать. Услышав посторонний стук нужно немедленно выключить зажигание. Такой шум говорит о том, что поршень касается противовесов и если вовремя не остановить двигатель поршень может разрушиться, что в свою очередь приведет к более серьезным поломкам.

Допустим, и на этом этапе все прошло отлично. Тогда продуваем цилиндры, закручиваем свечи и пробуем запустить мотор

Везти автомобиль в техсервис следует крайне осторожно, поскольку остается вероятность деформирования двигательной головки. Во время поездки нужно следить за температурой охлаждающей жидкости и давлением масла в моторе.
С дизельными агрегатами дела обстоят немного иначе

В нем нет свечей, а значит, продуть цилиндры от попавшей в них жидкости не удастся. Поэтому, удостоверившись, что жидкость в двигатель попала (проверив все тот же воздушный фильтр), авто можно смело буксировать на СТО.

Видео о том, что бывает после купания:

Печальные результаты

Почему жидкость так разрушительна для движка? Из-за несжимаемости. Попав в цилиндры, она вступает в противостояние с поршнем, старающимся «сдавить несдавливаемое». В герметичной камере сгорания у воды все шансы на победу — она разрушает металл.

Итак, машина получила гидроудар двигателя — последствия не будут разрушительны лишь в одном случае. Если вода из цилиндров — хотя бы часть ее — просочится в коллектор или картер. В этой ситуации движок заглохнет, не успев сломаться. Но не всем так везет, бывает хуже:

  • происходит деформация шатуна;
  • при новых оборотах коленвала юбка ударит по противовесу (длины шатуна уже не хватает);
  • происходит вращение противовеса — и поршень заламывается на сторону. Или ломается совсем, или встречайте блок цилиндров с дырой.

Если жидкости мало и шатун не слишком гнется, юбка все равно будет касаться противовеса, и движок начнет стучать. Ну а если шатун сломается сразу — велик шанс, что «полетит» коленвал.

Учтите: гидроудар дизельного двигателя случается при малом количестве воды (камера сгорания меньше, степень сжатия выше). То есть дизель вдвое проще испортить, если бороздить на нем водные просторы! Даже незначительный гидроудар двигателя чреват тем, что потрескаются головки цилиндров. Ремонтировать даже эту неполадку тяжело. Если воды много — движок сломается более серьезно.

Внимание: чем выше обороты коленвала в момент залития камер сгорания водой, тем большая вероятность, что потребуется ремонт двигателя после гидроудара

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 и Лада Приора, Калина, Гранта

Диагностика и ремонт

Видео: Гидроудар и последствия на Приоре

После остановки авто посреди лужи водители пытаются запустить мотор и выбраться из лужи. Эта ошибка приводит к повышению степени повреждения. Если появилась вероятность, что в двигатель попала вода, нужно сначала провести ряд процедур, чтобы точно установить, что стало причиной остановки мотора. Конечно, стоя посреди лужи что-либо предпринимать сложно, но и двигатель крутить стартером в надежде, что он заведется – нельзя. Поэтому просим кого-то взять машину на буксир или же вызываем эвакуатор, чтобы отправить автомобиль на СТО, где проводится осмотр.

Можно попробовать провести диагностику самому.

Процедура проверки мотора  несложная и проводится она так:

  1. Открываем капот.
  2. Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, осматриваем корпус изнутри, а также проверяем рукой состояние фильтрующего элемента. Если корпус и фильтр  сухие, то гидроудара не было, а двигатель заглох по другой причине (обычно она кроется в промокании проводки). Если же корпус и фильтр  мокрые, то остановка вызвана гидроударом.
  3. Удаляем остатки воды из корпуса фильтра.
  4. Выкручиваем свечи.
  5. Аккуратно и плавно ключом прокручиваем коленчатый вал, прислушиваясь, нет ли скрежета или сторонних звуков при вращении.
  6. Сделав несколько оборотов и убедившись, что вал крутится легко,  приступаем к просушке цилиндров.
  7. Просушка делается стартером. Раскручиваем двигатель, чтобы поршни вытолкали воду из цилиндров через свечные отверстия.
  8. Проверяем компрессию в цилиндрах. Если на одном из цилиндров погнут шатун, то компрессия на нем сильно упадет.
  9. Для заключительного этапа проверки двигателя после гидроудара применяется технический фонендоскоп. Им следует воспользоваться даже если во всех цилиндрах компрессия соответствует норме.

Для проверки фонендоскопом ставим на место свечи и запускаем мотор, но нагрузку давать на него не стоит. Сразу же после запуска прослушиваем двигатель фонендоскопом, особенно в районе шатунов. Никаких сторонних звуков при прослушивании мотора быть не должно, если же они есть, лучше сразу же заглушить мотор.

В случае, когда в двигателе никаких признаков повреждения от гидроудара не обнаружено, то можно продолжить эксплуатацию авто, но воздушный фильтр меняется. Если проявляются признаки повреждения силовой установки, то снимается и полностью разбирается двигатель,  делается дефектовка и замена поврежденных составляющих.

Чтобы избежать гидроудара или минимизировать последствия, глубокие лужи следует преодолевать на очень малой скорости. При этом, если впереди идет другая машина, лучше остановиться и подождать, пока не успокоится поверхность воды, что снизит вероятность накатывания ее на капот. А еще лучше постараться объехать водное препятствие, ведь лучше потратить немного больше бензина на объезд, чем ремонтировать двигатель.

Как не навредить мотору

Рассмотрим, что стоит делать после гидроудара, чтобы не только не усугубить ситуацию, но и, возможно, уехать домой своим ходом.

  1. Выверните свечи зажигания, снимите катушки зажигания либо выдерните предохранитель бензонасоса. В случае с дизелем снять можно свечи накаливания либо форсунки.
  2. Дабы определить степень повреждений попробуйте прокрутить двигатель вручную. Поддомкратьте переднюю ось авто и включите максимально высокую передачу. Попробуйте покрутить колеса. Так вы сможете определить, не «словили» ли вы клин. Последний исход событий не самый печальный. Вы можете отделаться заменой пальцев, поршней и шатунов. Ни в коем случае не стоит «дергать» автомобиль с помощью троса, если двигатель заклинил. Такое действие спровоцирует дальнейшие повреждения ЦПГ.
  3. Покрутите двигатель стартером до того момента, пока из цилиндров не перестанет выходить вода.
  4. Соберите все в обратном порядке и попробуйте завести мотор. Если ДВС запустился, но в работе отчетливо слышны посторонние звуки, лучше отказаться от передвижения на таком автомобиле. В случае безвыходной ситуации в движении следите за температурой двигателя, периодически проверяйте уровень охлаждающие жидкости.

Последствия

На степень повреждений влияет множество факторов:

  • количество жидкости;
  • обороты ДВС в момент попадания воды;
  • состояние ЦПГ;
  • прочность узлов КШМ;
  • тип двигателя. Последствия гидроудара для дизеля, обычно, более плачевны. Объяснить это можно тем, что компрессия дизельного ДВС значительно превышает аналогичный показатель бензиновых моторов.

К возможным повреждениям можно отнести:

  • прокладку ГБЦ, часть которой может выдавить от резкого скачка давления;
  • погнутый шатун;
  • деформированный поршневой палец;
  • изменение правильной геометрической формы поршня, появление трещин. Чаще всего страдает крайняя кромка;
  • задиры цилиндра, что происходит вследствие движения по инерции перекошенного поршня.

К менее частым последствиям можно отнести деформацию коленчатого вала, ГБЦ либо появление трещин в камере сгорания; повреждение блока цилиндров поршнем с обломанным шатуном.

Теперь вы понимаете, что происходит с ДВС автомобиля при гидроударе. В любом случае потребуется разборка и тщательная дефектов узлов двигателя.

Особенности салона

Салон автомобиля тоже имеет достаточно привлекательный, современный и необычный вид. Сразу можно заметить следующие особенности:

  • Значительно изменились места для переднего пассажира и водителя. Теперь это не бесформенный диван, а вполне современные комфортные кресла, имеющие множество настроек в разных положениях. Были использованы совершенно новые технологии изготовления сидений Advanced Comfort. Особенностью технологии является то, что сиденье сделано из текстурированной пены и способно запоминать форму спины. Это позволяет сделать езду комфортной даже при длительных поездках. Масса тела распределяется равномерно, позвоночник почти не устает.
  •  Покупатель может выбрать оформление интерьера, при этом вариантов предлагается действительно много. Существует пять возможных вариантов, обивка выполняется из качественной ткани разных цветов. Кроме этого, более богатые комплектации могут быть обтянуты кожей Nappa или же алькантарой.
  • Ситроен Кактус 2018 может порадовать значительно улучшившийся изоляцией шума.
  • Более толстыми стали стекла.
  • Можно оформить приборную панель на свой вкус, выбрав материал и цвет. Это позволяет сделать Ситроен более ориентированным на конкретного владельца.
  • Серьезно был доработан отсек багажника, теперь он имеет объем 358 литров, если требуется его увеличить, можно сложить задние сиденья, и он станет равен 1170 литрам.

Что делать, если случился гидроудар и двигатель заглох

Если при движении по луже двигатель автомобиля неожиданно заглох с характерным «ударом» автомобиля, вероятнее всего случился гидроудар. Водители, которые не предполагают, что случилось, стараются завести мотор, и в этом их главная ошибка. Ни в коем случае после гидроудара нельзя стараться запустить двигатель.

Первым делом после гидроудара поставьте за автомобилем знак аварийной остановки. После этого откройте крышку капота и выкрутите свечи из двигателя. Далее разберите кожух воздушного фильтра и посмотрите, мокрый ли он. Если на нем есть влага – это говорит о том, что через него прошла вода, то есть вероятность того, что действительно произошел серьезный гидроудар, высока.

После этого можно попробовать завести двигатель. Поскольку свечи зажигания сняты, вода, попавшая в цилиндры, может выйти через отверстия, где были свечи. Чтобы не навредить автомобилю, вызывайте эвакуатор и отправляйтесь на ближайшую станцию технического обслуживания, где специалисты смогут просушить цилиндры и двигатель в целом. Также потребуется замена воздушного фильтра.

Стоит отметить, что выше описан наилучший исход для водителя, когда требуется только просушить двигатель и заменить фильтр. К сожалению, чаще всего гидроудар приводит к более серьезным проблемам – повреждению блока цилиндров, погнутым (или сломанным) шатунам и так далее.

Обратите внимание: Особо сложно удалить воду из дизельного мотора. Это возможно сделать только с использованием специального оборудования

Авто застряло в луже — как быть?

Если машина глохнет посреди лужи — не запускайте движок, не узнав причину остановки!

Если произошел гидроудар двигателя — признаки будут следующие:

  • заметные повреждения мотора;
  • подтекание масла;
  • сырость воздушного фильтра.

При бензиновом движке следует:

  • вывернуть каждую свечу зажигания;
  • поднять любое из ведущих колес;
  • на пятой передаче покрутить коленвал вручную;
  • если он крутится и не стучит, воспроизведите действие, используя стартер — движок «выплюнет» жидкость в отверстия для свеч. Теперь только в сервис на буксире!

Для справки: вы же знаете, что на дизеле свечей зажигания нет? Выкрутите свечи накала или форсунки.

Если гидроудар двигателя произошел от воздействия антифриза, вы увидите, что:

  • в расширительном бачке понизился уровень тосола;
  • оявилась желтая пена (вода смешалась с маслом, образовав эмульсию);
  • из выхлопной трубы клубами выходит белый дым — значит, пробило прокладку ГБЦ.

Что делать с автомобилем в случае попадания воды в салон и гидроудара?

Автомобилю не нанесет сильного ущерба обыкновенный дождь – нет такой машины, которая ни разу не попадала под него. На мойке вода воздействует на автомобиль с еще большим давлением, но, несмотря на это, автомобиль в целости и сохранности покидает ее. Разумеется, не следует нарушать общепринятых правил и ездить в ливень с открытым люком или багажником. Влаги не переносят электронные блоки, которые располагаются под обшивкой интерьера машины. В салоне должно быть идеально сухо. Поэтому повредить электронику способен даже забитый дренаж, по причине которого жидкость накапливается внизу под ковром.

Advertisement

Если электронная часть «промокла», то отремонтировать ее будет сложно, и стоить это «удовольствие» будет дорого. Блок можно заменить только в сборе, так как неоригинальных не существует; авторазборка тоже навряд ли вам поможет, так как деталь может не подойти.

Считать, что после того, как автомобиль будет просушен, и все его функции будут работать благополучно, ошибочно. Жидкость уже нанесла вред отдельным его частям, и вы можете даже не знать, каким. В автомобиле запустился негативный процесс, и когда всплывет поломка – неизвестно. Последствия способны дать о себе знать в любой момент: во время движения или на стоянке, а временные рамки не ограничиваются месяцами и, даже, годами. Поэтому, когда закончатся нештатные приемы водных процедур, необходимо принять кардинальные меры.

Если жидкость попадет в двигатель, то он сразу даст об этом знать. Вода не имеет свойства сжиматься, поэтому, при попадании в камеру сгорания, последует гидроудар. Он всегда несет разрушительные последствия. Если двигатель поврежден, крайне не рекомендуется восстанавливать его – дешевле и продуктивнее будет приобрести новый. Следовательно, всегда, когда на пути встречается глубокая лужа или водоем, лишний раз подумайте, как вам стоит поступить.

Характерные неисправности

Эксплуатируя автомобиль, с течением времени стартер может перестать работать, он потребует замены или ремонта. Есть различные причины неисправности, их характерные признаки и последствия, к которым приведет игнорирование проблемы.

Неисправность Признаки неисправности Последствия
Не работает обгонная муфта Якорь медленно вращается Вскоре машину придется заводить с толкача
Во время запуска двигателя наблюдается характерный шум Могут сломаться зубья шестерни, от чего выйдет из строя муфта, потребуется замена маховика
Замкнуло обмотку якоря или статора Якорь медленно вращается Вскоре машину придется заводить с толкача
Во время запуска двигателя наблюдается характерный шум Могут сломаться зубья шестерни, от чего выйдет из строя муфта, потребуется замена маховика
Щетки устройства значительно износили Якорь медленно вращается Вскоре машину придется заводить с толкача
Во время запуска двигателя наблюдается характерный шум Могут сломаться зубья шестерни, от чего выйдет из строя муфта, потребуется замена маховика

https://youtube.com/watch?v=99RiFKGKQok

Последствия для двигателя

Последствия для мотора при гидроударе могут быть самыми разными и решение данного вопроса лучше не откладывать в долгий ящик.

Поршень, двигаясь вверх по цилиндру, в который попала жидкость, начинает резко наращивать давление. Такое давление в несколько раз превышает приемлемое давление в двигателе. Оно, через поршень и палец оказывает действие на шатун. С другой стороны на него действуют силы инерции работающих элементов двигателя, а если включена передача, то и инерция едущего авто.

При небольших оборотах мотора шатун, палец и поршень в некоторых случаях могут справиться с подобной нагрузкой. Однако в основном стержень шатуна меняет свою форму и теряет выносливость. Это приводит к тому, что шатун «укорачивается». На то, на сколько «укоротится» шатун влияют силы инерции, чем они сильнее, тем больше согнется стержень шатуна. Двигаясь вниз, такой шатун упирается в боковую поверхность цилиндра и двигатель заклинивает. Картина не из лучших, но гораздо хуже, когда поршень продолжает двигаться вниз и садится на коленвал. Во время этого поршень разрушается, шатун обрывается и в некоторых случаях пробивает стенку цилиндра.

Коленвал, в отличие от других элементов, практически не страдает, и лишь при довольно масштабных разрушениях остальных элементов силового агрегата он может сломаться или искривиться. Гидроудар от масляного голодания при диагностике силового агрегата можно легко определить по состоянию головки шатуна в нижней его части. При гидроударе она остается меняет внешний вид, а при голодании на ней проявляются задиры и можно наблюдать«цвета побежалости».

Замена стартера

Повреждения двигателя

Степень повреждения зависит от объема воды, попавшей в одну или несколько камер сгорания, и силы, воздействующей на поршень в момент гидроудара. Наиболее подвержены разрушению вследствие гидроудара дизельные установки. Конструктивно они имеют высокую компрессию.

При работе силовой установки на холостых оборотах степень повреждения деталей будет минимальной. Если вода попадает в мотор при движении автомобиля это может привести к:

  • изгибу или перелому шатунов;
  • изменению формы поршня;
  • деформации головки блока;
  • изгибу коленчатого вала;
  • пробою боковой стенки блока цилиндров.

Последствия гидроудара

На этом список повреждений не заканчивается. Наиболее подвержены разрушению вследствие гидроудара детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При сильной степени разрушения ремонт установки может быть нецелесообразен.

Качественная вибропрессованная плитка от производителя

Замена стартера авто VAZ Lada 2114 в других городах

Гидроудар как физическое явление

Из курса школьной физики многие помнят, что тело, обладающее определенной массой, во время движения накапливает кинетическую энергию. И запас кинетической энергии тем выше, чем больше масса и скорость тела. Вода, движущаяся по трубопроводу, накапливает кинетическую энергию. Если перекрыть трубу задвижкой, то поток воды продолжит движение по принципу вагонов в составе поезда, когда локомотив уже остановился, а вагоны догоняют друг друга.

Каждый помнит характерный грохот останавливающегося железнодорожного состава. Так ведет себя и вода перед внезапно возникшей преградой: дальние слои водяного потока по инерции все еще двигаются вперед, создавая избыточное давление в трубопроводе. Чаще всего явление гидроудара наблюдается в магистрали системы водоснабжения:

  • между скважинным насосом и обратным клапаном;
  • между гидроаккумулятором и точкой водоразбора.

Что делать при гидроударе?

Конечно, степень разрушения мотора будет зависеть от многих факторов – качества воды, количества залитых цилиндров, количества воды в цилиндрах, скорости машины и оборотов движка. Однако лучше сразу признать, что авто получило максимальный гидроудар, и оперативно действовать по определенному алгоритму:

  • остановить машину и выставить знаки аварийной остановки;
  • выкрутить свечу зажигания и проверить, есть ли на ней вода;
  • разобрать кожух и проверить воздушный фильтр на влажность;
  • попробовать прокрутить коленвал двигателя со снятой свечой – если он проворачивается, а из свечных гнезд не вытекает вода, значит, критических разрушений нет;
  • попробовать прокрутить мотор стартером – если не будет стуков, то нужно продуть цилиндры, вкрутить свечи и попытаться завести машину.

Если коленвал вручную не проворачивается, или при попытке прокрутить его стартером, вы слышите посторонние звуки – экспериментировать дальше смысла нет Надо вызывать эвакуатор и везти машину на СТО, чтобы просушить мотор. Если после нее и замены воздушного фильтра авто заведется и поедет – вам повезло.

Если гидроудар оказался небольшой силы, вы можете надеяться на то, что повреждены не все цилиндры, стержни поршневых шатунов получили незначительную деформацию и просто заклинили один-два поршня в гильзах. В этой ситуации потребуется заменить сами поршни и шатуны с пальцами.

Но, чаще всего, в залитых цилиндрах рвет поршни, ломает шатуны, пробивает стенки цилиндров, рвет прокладки и разрушает ГБЦ, разбивает коленвал и обрывает ГРМ, создает трещины в блоке цилиндров. В этом случае – двигатель придется менять.

Ситуация с дизельными авто – еще хуже. У «дизелей» камера сгорания меньше, и для гидроудара нужно меньше воды. Поэтому, если владельцы бензиновых авто еще имеют шансы отделаться легким испугом, то инжекторные машины в 95% случаев гарантированно становятся на капитальный ремонт.

Что делать после гидроудара?

После того, как вода попала в силовой агрегат, его поршни уже не способны реализовать полный такт – ведь вода, попавшая внутрь, мешает этому из-за своей способности не сжиматься. Поэтому попытки запуска мотора после водяного «душа» чрезвычайно вредны, а стремление завести двигатель с помощью буксировки вообще может привести к полному выходу из строя агрегата. 

Впрочем, и поддаваться панике смысла нет. В конце концов, если машина с остановленным двигателем простоит несколько часов, то ничего страшного в этом нет. А пока техническая помощь не подоспела, можно самому предпринять ряд действий. Например, выкрутить свечи зажигания и попробовать прокрутить коленчатый вал. Разумеется, с помощью стартера – возможно, попавшая в камеры сгорания вода уйдет из них. Как говорят, специалисты, осуществится «продувка» цилиндров.

Далее свечи устанавливаются на положенное им место, и предпринимается попытка завести двигатель. Если он запустился, нужно внимательно прислушаться – возможно, из подкапотного пространства доносятся нехарактерные звуки. Они означают, что в моторе имеются механические дефекты, и дальше эксплуатировать такой силовой агрегат категорически запрещено. Если нарушить данную рекомендацию, то это приведет к череде еще больших и весьма дорогостоящих проблем при последующей «реанимации» двигателя в автомастерской. 

Увы, гидроудар двигателя, причины которого могут заключаться не только в попадании воды в цилиндры, но и замыкании датчика коленвала, более опасен для дизельных автомобилей, чем бензиновых. Ведь в «дизелях» нет свечей зажигания, и осуществить продувку цилиндров не получится. Именно по этой причине наиболее разумным решением для водителя будет пассивное состояние: предпринимать ничего не нужно, следует просто дождаться эвакуатора. 

Принцип работы

Видео описание

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector