Причины скрипа тормозных колодок на автомобиле и способы решения проблемы
Содержание:
- Почему скрипят тормоза при торможении
- Несовместимые (некачественные) детали
- 3 Другие причины появления посторонних шумов
- Полезные ссылки
- Начало продаж
- Скрежет тормозов: 5 основных причин
- Основные причины скрипа
- Что делать, если скрипят тормоза
- Мнение специалиста
- Наиболее частые проблемы
- Принцип работы
- Основные причины
- Особенности конструкций тормозных колодок
- Рекомендации
- Свист при запуске двигателя на холодную
- Последние запросы помощи
- Что в итоге
Почему скрипят тормоза при торможении
На большинстве тормозных колодок установлен датчик износа – металлическая пластина, называемая «пискун». Он начинает соприкасаться с поверхностью диска, когда изнашивается рабочая поверхность и поэтому после нажатия на педаль тормоза свистят. Решается проблема заменой тормозных колодок на новые, после чего скрип уходит. При замене желательно смазать направляющие на тормозных суппортах смазкой, поскольку они тоже могут быть источником скрипа.
В зимнее время случается, что колодки примерзают к диску, а когда автомобиль трогается, фрикционные накладки просто срывает. В этом случае чаще всего тормоза заклинивает или они пропадают на одном из колес, требуя немедленной замены колодок.
Случается, что неприятный скрип при торможении слышится после замены тормозных колодок. Чтобы они не портились при хранении, на их рабочую поверхность наносится специальное напыление. После их установки оно издает этот неприятный звук, который быстро пропадает. Ускорить этот процесс можно, сделав три-четыре активных торможения.
Распространенная причина того, что скрип тормозов при торможении не уходит – несовместимость дисков и колодок. Иногда рабочая часть содержит металлическую стружку, неподходящую для материала диска. Лучший вариант – покупать колодки от того же производителя, что и установленные диски. Или посоветовавшись со специалистами, подобрать совместимые варианты.
Реже виновниками того, что слышен свист при торможении, являются тормозные диски. Из-за заводского брака они могут неравномерно изнашиваться, что приводит к биению педали тормоза и появлению характерного звука. Более распространенная причина – деформация диска вследствие перегрева или гидроудара. При слишком активных торможениях на больших скоростях сплав диска может перегреться и его ведет. Но такая проблема чаще встречается на спортивных авто, предназначенных для динамичной езды. Деформация из-за гидроудара встречается чаще. Происходит это тогда, когда после резкого торможения автомобиль попадает в лужу и нагретый диск резко охлаждается в воде. Устранить деформацию можно проточкой дисков или их заменой.
Встречаются ситуации, когда тормоза свистят, независимо от того, нажимает ли водитель на педаль. Это происходит при заклинивании поршня тормозного суппорта на одном из колес. Чаще всего достаточно разжать его и смазать направляющие, хотя лучше просто заменить поршень, чтобы тормоза не заклинили в движении.
Несовместимые (некачественные) детали
Фрикционная часть тормозных колодок может иметь различную плотность. В зависимости от предназначения в них содержится различный объем металлических частиц. Этот показатель определяет срок эксплуатации колодок. Они могут содержать от 30 до 70 % металлических примесей. При их максимальном содержании колодки стираются медленнее, а диск быстрее. Торможение будет эффективным на больших скоростях. В этом случае скрип тормозов при торможении может появиться сразу после установки новых деталей и будет свидетельствовать об их притирке, особенно если колодки новые, а диск остался прежний.
3 Другие причины появления посторонних шумов
Иногда при нажатии на тормоза слышен стук спереди. Подобное явление встречается очень редко. Но вызывает много затруднений, так как выявить причины образования стука очень сложно. Чаще всего такое явление обусловлено:
- износом колодок или посадочных мест для направляющих суппорта диска;
- послаблением механизма фиксации колеса;
- изношенностью втулок и сайлентблоков;
- неисправностями антиблокировочной системы (ABS), которой оснащаются многие современные автомобили;
- подклиниванием (зачастую небольшим) поршня суппорта.
Дело вполне может быть и в износе колодок или посадочных мест для направляющих суппорта диска — здесь точнее подскажет только квалифицированный специалист
Указанные проблемы решаются заменой направляющих, втулок, поршней, проверкой на работоспособность отдельных элементов ABS. Такие работы должны выполнять профессионалы. Причем строго после того, как будет обнаружена реальная причина появления стука.
В большинстве случаев посторонние шумы возникают из-за банального износа тормозов. Об этом могут свидетельствовать разнообразные сигналы:
- стук становится слышным при нажатии на педаль;
- при езде тормоза скрипят, а при торможении звуки пропадают;
- при использовании тормозной системы в движении раздается ощутимый свист и скрип.
О необходимости замены тормозных колодок можно узнать и намного проще. На них имеется специальный индикатор износа. Достаточно посмотреть на него, чтобы понять, когда нужно менять описываемые элементы. В этом случае нужно знать одно. Под изношенной колодкой понимают деталь, у которой наблюдается трение диска об индикатор. Увидели такую ситуацию – сразу же идите в автомагазин. И приобретайте новые колодки.
Свист в интересующей нас системе может возникать из-за климатических условий. Доказано, что при снижении температуры на улице и одновременном повышении влажности риск появления свистящих звуков увеличивается. Если вы наблюдаете именно такую картину (шум при неблагоприятных погодных условиях и отсутствие такового в солнечный теплый день), ни о чем не беспокойтесь. Свист перестанет беспокоить вас при нормализации температуры и влажности.
И последнее. Посторонние шумы (в частности, свист) в тормозной системе иногда обуславливаются попаданием пыли, дорожной грязи, песка, мелких кусочков гравия в бороздки колодок. Решается проблема очень просто. Нам требуется всего лишь почистить бороздки и хорошо промыть их, используя подходящую автохимию для мойки машины.
Полезные ссылки
Начало продаж
Скрежет тормозов: 5 основных причин
Износились колодки или диски
В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.
Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.
Изношенная (слева) и новая (справа) колодки
В систему попала грязь, вода или камень
За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.
Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.
Заклинило суппорт или цилиндр
Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.
В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.
Диагностика тормозной системы
Некачественные колодки
Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.
Нарушена геометрия пылезащитного экрана
Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.
Основные причины скрипа
Последовательно разберем всевозможные варианты – почему скрипят тормозные колодки при торможении и приведем полезные советы по устранению данной проблемы.
Неподходящий материал тормозных колодок
Отдавая предпочтение при покупке колодок дешевым и некачественным изделиям, легко нанести вред тормозному диску, что повлечет за собой полную замену системы. Кроме того, накладки не универсальны, и продукция разных производителей часто несовместима между собой. Возможно, составные элементы не подходят друг другу, поэтому производят при работе скрежет. Рекомендуется приобретать детали одной фирмы, предназначенные для конкретной марки автомобиля.
Однако эта причина составляет лишь 30% всех случаев, и если водитель недавно менял накладки и уверен в их качестве, следует разбираться дальше
Важно понимать, чем жестче и прочнее материал колодок, тем выше у него срок службы. Но тем более он подвержен вибрациям и посторонним шумам
Более мягкие аналоги работают тихо, но нуждаются в частой замене.
Почему скрипят тормоза на новой машине
Поверхность новых колодок покрыта определенным составом с дополнительной примесью, которая при работе вызывает неприятный звук. По истечении непродолжительного времени поверхностный слой стирается, и скрип исчезает. Можно ускорить этот процесс, произведя несколько интенсивных торможений.
Загрязнение тормозных суппортов и колодок
Попадание влаги или грязи часто приводит к свисту, для его прекращения достаточно промыть механизм и высушить либо подождать, пока произойдет процесс самоочистки.
Предельный износ колодок
Скрип может нести предупреждающую функцию. Колодки оснащены специальной металлической пластиной, которая является индикатором износа и призвана посредством скрежета сообщить о необходимости замены.
Современные транспортные средства нередко оборудованы устройством, расположенным на панели приборов. С помощью светового сигнала водитель своевременно информируется о состоянии тормозной накладки.
Перегрев тормозного механизма
Скрежет способны вызывать естественные причины, например, высокая температура, возникающая при интенсивных нагрузках на тормозную систему. Часто наблюдается у транспортных средств, не оснащенных функцией вентилирования дисков. Возникающий шум обычно слабый и исчезает сам при остывании автомобиля.
Деформация тормозного диска
Искривление поверхности может произойти при резких маневрах, торможении, ударе. Решить проблему можно путем проточки либо замены тормозного диска.
Что делать, если скрипят тормоза
Закруглённые края тормозных колодок позволяют сделать их блокирующее усилие более постепенным, за счёт чего и снижается их уровень вибрации
Избавиться от скрипа можно следующими способами:
- заменой изношенных колодок;
- выполнением на рабочей части пропилов, снижающих частоту вибрации;
- округлением краёв фрикционного слоя;
- смазкой суппортов и других элементов тормозной системы.
Иногда проблема кроется в искривлении опорного диска. Для её устранения потребуется проточка его поверхности.
Причины возникновения скрипящего звука тормозов хорошо изучены и легко устранимы. Опытный водитель может выполнить эту работу самостоятельно.
Мнение специалиста
Причина возникновения скрипа при торможении кроется в резонансных явлениях, возникающих в паре трения —тормозной колодке и диске. Производители стараются свести к минимуму шумы при торможении путем установки на обратную сторону колодки противоскрипных пластин, нанесения противошумовой мастики и добавлением во фрикционную смесь специальных компонентов. Но в первую очередь производитель обеспечивает технические показатели —стабильный коэффициент трения тормозной колодки как залог нашей с вами безопасности.
Хочу отметить, что свисты и скрипы нисколько не влияют на качество торможения. Обычно они возникают в момент касания колодки диска и в конечной фазе, при начале отпускания педали тормоза. Это резонансные явления, которые могут появляться и пропадать в зависимости от температуры и влажности окружающей среды. Но если скрип сопровождает весь процесс торможения и постоянно действует на нервы, советую прежде всего заехать на сервис и попросить слесарей оценить состояние колодок и дисков (барабанов). Иногда достаточно просто зачистить поверхность фрикционной накладки (в ней могут находиться вкрапления абразива из дорожной пыли) или может понадобится проточить диски, чтобы избавиться от неприятных звуков.
В случаях, когда все остальные меры исчерпаны, рекомендую заменить тормозные колодки. И не покупайте откровенно дешевые —они не только сильно голосят, но и неэффективно работают.
Наиболее частые проблемы
Торможение
Так как скрип тормозов при торможении, это одна из основных жалоб, связанных с этой проблемой, то здесь необходим весь комплекс мер по диагностике и устранению дефекта. Необходимо установить сторону, которая издает скрип, снять колесо и оценить состояние тормозных колодок.
Измерить биение тормозного диска, наличие эксплуатационной бороздки и при необходимости проточить (на специальном станке – стенде) или заменить тормозные диски (при неисправности одно, всегда меняется пара тормозных дисков).
Проверить наличие металлических противоскрипных пластин и их состояние, убедится в отсутствии посторонних и инородных предметов в механизме тормоза и колеса, также оценить состояние подвески и деталей тормозного суппорта.
Если после проверки остался скрип при движении, то, скорее всего, имеет место быть несоответствие материалов, и следует просто заменить тормозные колодки.
Задние тормоза
Эксплуатируется много автомобилей с барабанными задними тормозами и, хотя конструкция тормозов отличается, принцип проверки и устранения примерно похожи. Задние тормоза, используются как стояночный тормоз, и иногда скрип задних тормозов связан с необходимостью простой регулировки «ручника».
При движении
Такое обычно случается при износе ступичного подшипника или искривлении тормозного диска, когда имеют место быть осевые колебания. Тормозной диск достает до колодки и вызывает вибрации, слышимые как скрип, писк и так далее. Обычно устранение люфтов, замена деталей (дисков и колодок) устраняет проблему.
Педаль тормоза
К дефектам тормозной системы можно также отнести – скрип педали тормоза. Такой скрип обычно указывает на повышенное трение, на оси педали. Это может критически сказаться на автомобилях, оборудованных ABS, так как повышенное сопротивление педали, может неправильно отразится на работе. Устраняется легко, простым смазыванием втулок и оси, подходящей смазкой.
Если после всех работ и мероприятий, при нажатии педали тормоза скрип не проходит, необходимо обратится к профессионалам, так как тормозная система – сложный механизм, отвечающий за безопасность и даже такая мелочь, как скрип, не должна оставаться проигнорированной.
Принцип работы
Все гидравлические тормозные системы работают по одному принципу:
При нажатии на тормоз, давление в тормозной гидравлической системе возрастает, тормозные суппорта, посредством поршней давят на тормозные колодки, те прижимаются к диску или барабану и за счет силы трения притормаживают или останавливают его. Давление (суппортов) в тормозной системе, напрямую зависит от силы нажатия, то есть от расстояния, которое прошла тормозная педаль. Иными словами силой нажатия можно регулировать давление и менять тормозящий момент, то есть притормаживать или же наоборот, при полном нажатии – экстренно тормозить.
Источником неприятных, посторонних звуков в тормозах, могут быть только подвижные детали:
- колодки (передние и задние);
- суппорта (поршня);
- тормозные диски или барабаны (деформация);
- педаль тормоза (смазка);
- ступица колеса (люфт);
Основные причины
Звук скрипунов при торможении должен напомнить владельцу автомобиля о том, что экономить на собственной безопасности смертельно опасно
Их выделяют несколько:
- Производители тормозных колодок довольно часто наносят на их поверхность специальное напыление. Прижатые к опорным дискам новые колодки, у которых ещё не стёрся защитный слой, издают скрип. Этот звук довольно быстро перестаёт раздражать водителя. Ускорить этот процесс можно, применяя активные торможения после замены колодок.
- Иногда скрипящий звук возникает по причине несовместимости материалов, из которых изготовлены опорные диски и колодки тормозов. Устранить его можно, покупая расходники, рекомендованные производителями этого вида продукции для конкретной марки автомобиля.
- Несмотря на самое удачное сочетание материалов, из которых изготовлены элементы тормозной системы, отработавшие свой ресурс колодки будут скрипеть в любом случае. Это связано с тем, что в рабочую поверхность вделаны металлические пластины, которые при износе издают резкий звук, соприкасаясь с опорными дисками. Такой скрип особенно неприятен, его ни с чем не спутаешь.
Особенности конструкций тормозных колодок
Как лекарство против скрипа иногда применяют металлические пластинки, устанавливаемые между основание колодок и поршнем тормозного цилиндра. Иногда это спасает от лишних вибраций.
Рассмотрим конструкцию колодки. Если есть скрип, значит есть вибрация, которую слышит наше ухо. Логично будет, если мы сможем изменить частоту колебаний вибрации в сторону не слышимого диапазона то, следовательно, избавимся от скрипа и свиста тормозов.
Изготовители идут на хитрость и делят фрикционную область на части. Они прорезают канавки и делают два и больше сегментов на фрикционе. Чем меньше сегмент, тем меньше его масса и выше частота колебаний. Главное вывести эту частоту в зону, близкую к ультразвуку, не слышимому человеческому уху.
Как правило глубина этих прорезей примерно 4 мм., ширина 2 мм. Можно поэкспериментировать и попробовать пропилить самому, на n-ное количество секторов.
Иногда применяют скругление колодок с краев. Скрип при торможении в таком случае гасится по причине постепенного нарастания давления колодок на диск.
Но причиной звуков могут быть и сами тормозные диски. Как правило, из-за их износа, а он как правило идет не равномерно. Изношенный диск, если вы видели, имеет не плоскую поверхности, а волнообразную.
Если измерить площадь поверхности волнообразного диска, то она будет больше, чем нового, а следовательно и частота вибраций будет уже другой.
Диск может быть деформирован, такое бывает, когда нагретый торможением диск попадает в холодную воду, например в глубокую лужу. Здесь нужна проточка диска, либо его замена.
На скрип тормозов может влиять и износившийся ступичный подшипник, но это в редких случаях.
При появившемся скрипе в любом случае вам стоит посмотреть колодки и вспомнить когда вы их меняли. Может просто наступила пора их замены.
Во многих колодках делают индикаторы износа («скрипуны»). Они представляют собой пластинки из мягкого металла вплавленные во фрикционный слой. При критическом износе колодок, металл начинает тереться об металл, издавая невыносимый скрип тормозов. В этом случае поможет только замена.
Если скрипы из области тормозов нестандартные, будь то стуки и периодический скрежет без нажатия тормоза, то тут вам стоит обратить внимание на тормозные механизмы. Вполне возможно, что ваши тормозные механизмы износились и требуют замены
Рекомендации
Снизить вероятность посторонних шумов тормозной системы способна дополнительная металлическая пластина, убирающая зазор между поршнем и накладкой. Многие известные марки автомобилей имеют подобные «противоскрипные» элементы в комплектации. При отсутствии таковой, ее можно приобрести и самостоятельно прикрепить.
Также есть смысл воспользоваться специальной пастой против скрипа, обработав ей детали
При этом важно избегать попадания на рабочую поверхность
Первостепенным является установление причины скрипа и свиста колодок. Только после этого следует предпринимать действия по ее устранению. Диагностику несложно осуществить самостоятельно.
Грамотно ухаживая за автомобилем и не экономя на деталях, можно существенно снизить возможность возникновения неприятных шумов
Здесь важно тщательно отслеживать износ колодок и осуществлять их своевременную замену
https://youtube.com/watch?v=YCcKn8r3HG0
Свист при запуске двигателя на холодную
Porhen2107 Блог Проверка тормозных колодок. Когда менять тормозные колодки
Свист под капотом на холодную, при запуске двигателя, может говорить о нескольких проблемах, а возникать он может в результате пробуксовывания ремня по шкивам. Происходит следующее — при запуске двигателя в холодное время года консистентная смазка в подшипнике генератора может загустеть до такой степени, что ремень не в состоянии прокрутить шкив генератора и попросту проскальзывает. Это может быть следствием неправильного подбора смазки для подшипника, износа ремня или недостаточного натяжения ремня.
Если после прогрева двигателя свист пропадает, это именно тот случай, о котором мы говорим. Замена смазки и проверка натяжения ремня в 99% случаев решают эту проблему. Только для начала нужно убедиться, что шкив генератора крутится вообще. Бывают случаи, когда вал генератора клинит, и тогда демонтаж его неизбежен — придется менять втулки вала или подшипники, в зависимости от конструкции генератора.
Рабочая поверхность шкива генератора тоже имеет большое значение. Изнашивается она крайне редко, но в тех автомобилях, где шкив генератора открыт всем ветрам, где генератор находится ниже уровня шкива коленвала (Сузуки Витара, Рено Логан, Мицубиси Галант, Ланцер 9), вполне можно ожидать замятого шкива, особенно если речь идет о внедорожниках — Нива, Мицубиси Паджеро, Сузуки Джимни. Хотя в Джимни даже в стоковом варианте предусмотрена довольно серьезная защита двигателя — машинка хоть и маленькая, но надежная, как танк. В случае, когда автомобиль имеет зубчатый ременной привод генератора (Опель Вектра 16 кл., БМВ, и другие модели), на шкив пенять нечего. Все дело только в подшипнике.
Последние запросы помощи
Что в итоге
Заменив поврежденные детали, удастся избежать скрипа тормозов. После сборки проверяют работоспособность системы. Проверку проводят на ровной площадке, расположенной отдельно от дорог общего пользования.
При торможении на разной скорости автомобиль не должен отклоняться от прямолинейного движения. Если при нажатии на педаль рулевое колесо тянет в сторону, то один из колесных механизмов, расположенных на передней оси, затормаживает раньше.
Определить причину, по которой скрипят тормоза, владелец авто может самостоятельно. Для устранения неисправностей потребуется стандартный набор инструментов. После проведения работ система будет работать в нормальном режиме.
Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.
Скрипят тормоза – что делать? Причины скрипа при торможении.
Почему скрипят тормозные колодки – 6 основных причин.