Зазор клапана: каким он должен быть? инструкция по правильной регулировке клапанов ваз и иномарок
Содержание:
- Регулировка ближнего света у грузовиков
- Популярные
- Настройка подачи топливной смеси
- Порядок регулировки клапанов при помощи щупа
- Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Пример расчёта толщины шайбы
- Ваз 2101 — регулировка клапанов
- Технические характеристики
- Принцип работы клапанов
- Каков порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2106
- Устройство
- Регулировка клапанов на ВАЗ 2103
- Коробка передач Xtronic CVT
- Как отрегулировать клапана
- 90 забавных и странных вещей, замеченных в метро, которые делают поездку незабываемой
- Заключение
Регулировка ближнего света у грузовиков
Популярные
Настройка подачи топливной смеси
Регулировать обогащение или обеднение топливной смеси можно с помощью настройки соответствующих жиклеров, проворачиваю контрольные винты. Если до вас никто не проводил никаких настроек с этими винтами, то на них останется заводская пластиковая напрессовка. Ее задача оставить заводскую настройку на устройстве, хотя она и позволяет на небольшой угол проворачивать винты для подстройки (угол от 50 до 90 градусов).
Часто их просто выламывают в тех ситуациях, когда проворот на разрешенный угол не приносит результат. Перед данным видом регулировки требуется прогреть мотор до рабочих температур.
Для регулировки закручиваем винты количества и качества смеси до упора, но не затягиваем с силой. Далее отвинчиваем каждый из них на пару оборотов назад. Запускаем двигатель и начинаем поочередно снижать качество и количество подаваемого топлива до установления стабильного режима работы мотора. Будет слышно, что двигатель работает ровно без избыточного «надрыва» или вращение происходит спокойно на необедненной смеси.
Правильной частотой вращения для «классики» ВАЗ считается 800-900 об/мин. Она регулируется с помощью винта «количества». Винтом «качества» выставляем уровень концентрации СО в пределах 0,5-1,2%.
Порядок регулировки клапанов при помощи щупа
Регулировочные работы проводятся на холодном двигателе. Температура мотора должна быть в пределах 20-25 градусов Цельсия. Автомобиль должен стоять на ровной площадке. Если работы проводятся в гараже, необходимо обеспечить достаточный уровень освещенности рабочей зоны.
Перечень инструментов для выполнения регулировки:
- Отвертка с прямым шлицем.
- Ключ или ручной стартер для поворота коленчатого вала.
- Гаечные ключи номиналом «10» «14» и «17».
- Непосредственно сам щуп. Щуп будет выступать в данном случае в качестве специального измерительного прибора, который позволит судить о правильности выставленного теплового зазора.
- Первоначальным этапом работы можно назвать частичную разборку газораспределительного механизма, что позволит обеспечить доступ к регулируемым деталям. Для этого снимаем крышку воздушного фильтра и сам воздушный фильтр.
Клапанная система двигателя ВАЗ 2106 выполнена по схеме коромысел
Затем снимается клапанная крышка и нашему взору открывается корпус распределительного вала, коромысла клапанов и штоки самих клапанов. После этого проворачиваем коленчатый вал до совпадения меток, нанесенных на крышке переднего сальника и шкиве. Такое положение коленчатого вала соответствует началу такта сжатия в цилиндре № 4. В этом положении проверяются зазоры клапанов № 8 и № 6 четвертого и третьего цилиндров. Вставляем щуп толщиной 0,15 мм в зазор между кулачком распредвала и коромыслом. Щуп должен войти с некоторым усилием. Если щуп не входит или входит слишком легко, то требуется регулировка зазора.
Правильная регулировка зазора происходит следующим образом:
- При помощи гаечного ключа на «14» удерживаем головку регулировочного болта, а ключом на «17» ослабляем затяжку контргайки.
- При помощи поворота головки регулировочного болта проводим регулирование зазора.
- Контргайкой проводим фиксацию положения регулировочного болта.
- После фиксации положения болта проводим повторную проверку щупом.
Для того чтобы корректно выполнить регулировку клапанов, необходимо составить своего рода таблицу, в которой указывается последовательность регулирования клапанов:
- регулируем 6 и 8 клапана;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- регулируем 4 и 7 клапана;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- регулируем клапана номер 1 и 3;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- завершаем регулировку выставлением зазора 5 и 2 клапана.
Затем следует несколько раз полностью провернуть коленчатый вал и еще раз проверить зазор при помощи щупа, после чего выполнить сборку всех демонтированных перед регулировкой узлов и деталей. Мы убедились, что регулировка клапанов по методу щупа сводится к двум простым операциям (в два приема): поворот коленчатого вала и регулировка высоты болта. Однако данный способ нельзя назвать точным из-за наличия износа в паре трения кулачок — коромысло.
Вышеуказанного недостатка лишен способ регулировки при помощи индикатора и регулировочной рейки.
Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме. К таким неисправностям относятся: — неустойчивая работа двигателя на холостом ходу; — невозможность отрегулировать холостой ход; — потеря мощности и приемистости (ухудшение динамики автомобиля); — «провалы» при нажатии на педаль «газа»; — «выстрелы» в карбюратор.
В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.
Необходимые инструменты
— Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором.
Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.
— Набор плоских щупов — Пинцет — Накидной ключ на 17 — Набор регулировочных шайб
Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.
Подготовительные работы
Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа. — Снимаем корпус воздушного фильтра. — Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки. — Снимаем клапанную крышку двигателя. — Снимаем защитную крышку ГРМ. — На шкиву распредвала делаем еще три метки. Для этого считаем на нем число зубьев и делим на четыре части.
Дополнительные метки на шкиву распредвала
— Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров приходят в верхнюю мертвую точку (ВМТ). — В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.
Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.
измерение теплового зазора при помощи щупа
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана. — Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка). Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-50 0 ) по часовой стрелке.
— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока. Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя. — Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора). — Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем. — Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз. Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель. — Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении. Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу. — Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу. На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.
— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:
— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм ;
— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм ;
Z – расчетная толщина новой шайбы;
Y – толщина снятой шайбы;
X – зазор определенный по щупу.
Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).
— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз. — Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор.
Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные ниже в примечаниях. Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.
Примечания и дополнения
Регулируем зазоры у первого (впускного) и третьего (выпускного) клапана Регулируем зазоры у пятого (выпускного) и второго (впускного) клапана Регулируем зазоры у восьмого (выпускного) и шестого (впускного) клапана Регулируем зазоры у четвертого выпускного и седьмого (впускного) клапана
Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099
Пример расчёта толщины шайбы
Чтобы совершить регулировку клапанов ВАЗ-2114, инжектор и его системы трогать не нужно. Но потребуется произвести некоторые математические расчеты. Чтобы максимально точно установить все зазоры, нужно воспользоваться простым алгоритмом. Например, вы проверили зазор на клапане выпуска. Но зазор оказался равен не 0,35 мм, как положено, а 0,45 мм.
Другими словами, он больше среднего на 0,1 мм и не укладывается в допустимый интервал. Извлеките шайбу, которая находится под толкателем. На ней должна быть нанесена метка, которая указывает на толщину. Например, вы выяснили, что шайба имеет толщину 3,7 мм. В том случае, если нет обозначения, измерьте толщину старой шайбы при помощи микрометра. Чтобы выяснить, какой должна быть новая шайба, необходимо к значению 3,7 прибавить величину, на которую увеличен зазор.
То есть вы получите значение 3,8 мм. Найдите в комплекте шайбу с таким значением толщины и установите ее. Если у вас получилось значение, не кратное 0,05, то необходимо брать шайбу, размер которой максимально приближен к расчётному.
Ваз 2101 — регулировка клапанов
При обслуживании двигателей классических Жигулей, возникает ряд работ, пренебрегать которыми просто преступно по отношению к мотору. Проверка теплового зазора клапанов и при необходимости его регулировка — как раз тот случай
ВАЗ 2101, как самый яркий представитель классики, неприхотливый в обслуживании и достаточно выносливый автомобиль, однако и ему необходимо уделять внимание
Значение теплового зазора клапанов
Тепловой зазор клапанов в газораспределительном механизме необходим для того, чтобы компенсировать тепловое расширение деталей головки блока цилиндров и самого корпуса головки блока. Если не отрегулировать или не проверить зазор вовремя, весь газораспределительный механизм будет работать некорректно, что повлечет за собой значительную потерю мощности, неоправданно высокий расход горючего и нестабильность работы двигателя в любых режимах.
Завод рекомендует проверять тепловой зазор не реже, чем каждые 15-20 тысяч км, хотя многие сокращают этот интервал, зная о качестве масел и запасных частей.
Как бы там ни было, а проверять зазор нужно не только ориентируясь на межсервисный пробег, но и на поведение двигателя.
О нарушении теплового зазора может говорить характерный стук в газораспределительном механизме, а также те проявления, которые уже были названы.
Ваз 2101 на газу и тонкости регулировки
Фазы газораспределения в двигателе ВАЗ 2101 регулировка клапанов которого стоит на повестке дня сегодня, рассчитаны таким образом, что они обеспечивают не только оптимальное заполнение камеры сгорания топливо-воздушной смесью, но и содействуют продувке камеры сгорания в конце рабочего такта. Это дает возможность двигателю работать с полной отдачей и оптимальным расходом бензина или газа.
Кстати, ВАЗ 2101 на газу также требует регулировки теплового зазора, но при этом должен быть учтен припуск в 0,05 мм. Этого требует более высокое октановое число газовой смеси по сравнению с бензином и несколько другие условия работы газораспределительного механизма под воздействием более высокой температуры.
Проверка теплового зазора
Для начала проверим тепловой зазор и сделаем это после 15 тысяч пробега, независимо от того, проявляется нарушение номинального значения, или нет. Для этого будет необходим минимальный набор инструментов и эта таблица, которая указывает порядок регулировки клапанов.
Как видим, замер и регулировка должны проводиться в строгом соответствии углу поворота коленчатого вала относительно меток на его шкиве и передней крышке двигателя. Соотношение меток показано на фото ниже.
Как вариант, и чтобы не ошибиться, можно проставить яркие метки маркером на приводной шестерне распредвала. Примерно так.
Для контроля зазора между клапаном и рычажком необходимо иметь приспособление для регулирвки клапанов или минимальный штатный набор инструментов и регулировочный щуп для регулировки с толщиной рабочей части 0,15 мм. Пожалуй, не стоит описывать процесс демонтажа воздушного фильтра и его корпуса. Единственное, желательно проложить в карбюратор кусок ветоши, чтобы не уронить в коллектор гайку или еще какую-нибудь мелочь.
Технология регулировки
После этого снимается крышка клапанного механизма и коленвал выставляется в начальное положение, согласно таблице и фото с метками. Замеры и регулировка клапанов проводятся только на холодном двигателе. То есть, его температура не должна превышать 20-30 градусов. Схематически, методика регулировки или проверки зазоров выглядит так:
- Коленвал выставляется по метке, при этом метка на приводной шестерне должна совпасть с приливом на корпусе распредвала. В этой позиции четвертый поршень находится в такте сжатия, а значит оба клапана обязаны быть полностью закрытыми.
- После этого щупом проверяется зазор в рычажках четвертого цилиндра, исходя из таблицы, это восьмой и шестой кулачки. Щуп вставляется между рычажком и кулачком распредвала. При нормальном зазоре щуп должен проходить с ощутимым усилием.
- Если зазор мал и щуп не проходит между кулачком и толкателем, откручивается контргайка, а вращением регулировочного винта зазор доводится до номинала.
- После затяжки контргайки необходимо проверить зазор повторно.
Точно так же происходит регулировка зазора на остальных цилиндрах после вращения коленвала на указанный угол.
Собственно, это все, что нужно знать о регулировке зазоров. После проверки желательно заменить прокладку клапанной крышки, особенно, если она уже потеряла эластичность. Удачной всем регулировки и тихих клапанов на вашей копейке!
Ваз 2101 — тюнинг двигателя
Технические характеристики
Принцип работы клапанов
Прежде чем рассказать о том, как регулируются зазоры клапанов, разберемся в принципе их работы. Любой автолюбитель знает, что основная задача этих узлов — впуск и выпуск. Так в двигателях осуществляется газообмен.
Вначале через впускные клапаны поступает смесь топлива и воздуха, затем продукты сгорания выходят через выпускной клапан. Открытие и закрытие клапанов происходит под воздействием на них кулачков распредвала. Чтобы клапан мог вернуться на свое законное место, ему помогает пружина. Также эта пружина играет и еще одну очень важную роль. Когда клапан закрыт, она способствует наиболее плотному и герметичному прилеганию тарелки к отверстию в ГБЦ или седлу. Так обеспечивается герметичность системы.
Каков порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2106
Пренебрегая рекомендациями по регулированию клапанов после каждых 10 тысяч километров, может быть спровоцировано увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя и прочие проблемы, которые будут мешать нормальной работе транспортного средства. Если в процессе холостого хода работы двигателя происходит стук клапанов, то это крик души авто, срочно необходимо отрегулировать клапана. Такой звук имеет специфичность, сложно его спутать с каким либо иным. Для того чтобы осуществить регулировку, необязательно тратить деньги на сервисы СТО, это легко можно сделать в домашних условиях.
Устройство
К-135 является эмульсированным, с двумя камерами и падающим потоком.
Две камеры независимы друг от друга, через них осуществляется подача горючей смеси в цилиндры через впускную трубу. Одна камера обслуживает с 1-го по 4-й цилиндры, а другая все остальные.
Воздушная заслонка находится внутри поплавковой камеры, и оснащена двумя автоматическими клапанами. Основные системы, которые применены в карбюраторе, действуют по принципу воздушного торможения бензина, кроме экономайзера.
Кроме того, каждая камера имеет свою систему холостого хода, главную дозирующую систему и распылители. У двух камер карбюратора общее только система пуска холодного двигателя, ускорительный насос, частично экономайзер, который имеет один клапан на две камеры, а также механизм привода. По раздельности на них установлены жиклеры, располагающиеся в блоке распылителей, и относящиеся к экономайзеру.
Каждая система холостого хода имеет в своем составе топливный и воздушный жиклеры, и по два отверстия в смесительной камере. На нижнем отверстии установлен винт с резиновым кольцом. Винт предназначен для того, чтобы регулировать состав горючей смеси. А резиновый уплотнитель не дает воздуху проникать через отверстие винта.
Воздушный жиклер, в свою очередь, исполняет роль эмульсирования бензина.
Система холостого хода не может обеспечить нужный расход топлива на всех режимах работы двигателя, поэтому в дополнение к ней на карбюратор установлена главная дозирующая система, которая состоит из диффузоров: большой и малый, топливного и воздушного жиклеров и эмульсированной трубки.
Главная дозирующая система
Основой карбюратору служит главная дозирующая система (сокращенно ГДС). Она обеспечивает постоянный состав ТС и не дает ей обедняться или обогащаться на средних оборотах двигателя внутреннего сгорания (ДВС). На каждую из камер в системе устанавливается по одному топливному и по одному воздушному жиклеру.
Система холостого хода
Система холостого хода создана обеспечивать стабильную работу мотора на холостых оборотах ДВС. Дроссельная заслонка карбюратора должна быть всегда немного приоткрыта, и бензиновая смесь на холостом ходу (ХХ) поступает во впускной тракт в обход ГДС. Положение оси дросселя устанавливается винтом количества, а винты качества (по одному на каждую камеру) позволяют обогатить или обеднить смесь на ХХ. От регулировки в немалой степени зависит расход топлива автомобиля.
Поплавковая камера
Поплавковая камера находится в главном корпусе и поддерживает уровень бензина в карбюраторе, необходимый для нормальной работы системы питания двигателя. Главными элементами в ней является поплавок и запорный механизм, состоящий из иглы с мембраной и седла клапана.
Экономайзер
Система экономайзера обогащает ТС на больших оборотах ДВС с увеличением нагрузки. В экономайзере есть клапан, который при максимальном открытии дроссельных заслонок пускает порцию дополнительного топлива по каналам в обход ГДС.
Ускорительный насос
В карбюраторе К126 (К135) ускоритель представляет собой поршенек с манжетой, который работает в цилиндрическом канале. В момент резкого нажатия на педаль акселератора (газа) привод дроссельной заслонки, механически связанный с системой ускорителя, заставляет поршень быстро передвигаться по каналу.
Схема устройства карбюратора К126 с названием всех элементов
Топливо через специальный распылитель впрыскивается из канала в диффузоры карбюратора, и ТС обогащается. Ускорительный насос позволяет плавно переходить от холостого хода до больших оборотов и двигаться автомобилю без рывков и провалов.
Ограничитель числа оборотов
Система не допускает превышение определенного количества оборотов коленчатого вала за счет неполного открытия дроссельной заслонки. Работа основана на пневматике, за счет разрежения диафрагма в пневматическом клапане устройства двигается, поворачивая механически связанную с узлом ограничителя ось дроссельных заслонок.
Система пуска
Система пуска обеспечивает стабильную работу холодного двигателя. Система состоит из пневматических клапанов, находящихся в воздушной заслонке, и системы рычагов, которые дроссельную и воздушную заслонку связывают. При вытягивании троса подсоса воздушная заслонка закрывается, тяги тянут за собой дроссель и приоткрывают его.
При запуске холодного двигателя клапана в воздушной заслонке под действием разряжения открываются и добавляют воздух в карбюратор, не позволяя мотору заглохнуть на слишком обогащенной смеси.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2103
Поскольку работа двигателя основана на постоянном сгорании в цилиндрах топливно-воздушной смеси, цилиндропоршневая группа довольно сильно нагревается, что приводит к расширению металла.
Если бы таковой зазор отсутствовал, работа двигателя была бы некорректной либо вовсе невозможной из-за нарушения фаз газораспределения.
Регулировка теплового зазора клапанов выполняется между кулачком распредвала и специальным рычагом
Когда и для чего производится регулировка
Регулировка клапанов является одним из важных мероприятий при обслуживании двигателя на автомобилях семейства ВАЗ. Прежде всего, необходимость в проведении такого процесса связана с конструкцией клапанного механизма. В ходе работы узла образуется выработка на соприкасающихся поверхностях рычага, торце клапана и кулачках распредвала, что сказывается на увеличении зазора. В силу того, что конструкция механизма является довольно простой, регулировку без особого труда можно выполнить своими силами.
Необходимость в выставлении правильного зазора возникает в следующих ситуациях:
- при ремонте механизма ГРМ;
- доносится шум из области ГБЦ;
- пробег после последней регулировки составляет более 15 тыс. км.;
- снизилась мощность мотора;
- увеличился расход топлива.
После ремонтных работ с механизмом ГРМ в обязательном порядке выполняют регулировку клапанов
Снижение динамики может быть связано также с карбюратором
Если регулировка этого узла не дала никаких результатов, следующее на что нужно обратить внимание — это именно клапана
Инструменты для регулировки
Регулировка теплового зазора осуществляется при помощи материалов и инструментов, который должен быть в арсенале каждого владельца «классики»:
- набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на «13» и «17»);
- щуп для замера зазора;
- отвёртки;
- ветошь.
Отдельно следует сосредоточиться на щупе, поскольку обычный плоский инструмент для этой процедуры не пойдёт. Понадобится широкий щуп толщиной 0,15 мм.
Чтобы отрегулировать тепловой зазор понадобится специальный широкий щуп толщиной 0,15 мм
Подготовительные работы
Помимо того, что регулировку проводят на остывшем двигателе, потребуется частичный демонтаж некоторых его элементов:
-
Откручиваем гайки и снимаем крышку воздушного фильтра, извлекая сам фильтрующий элемент.
- Отсоединяем шланги, идущие к корпусу фильтра, после чего отворачиваем крепёж.
-
Отвёрткой откручиваем крепление троса подсоса, затем демонтируем тягу дроссельной заслонки.
-
Торцевым ключом на «10» откручиваем гайки крепления крышки ГБЦ и снимаем её.
- Демонтируем крышку трамблёра.
После проделанных действий с помощью специального ключа потребуется установить поршень четвёртого цилиндра в ВМТ. Шкив коленвала в этом случае должен быть установлен напротив длиной метки на блоке цилиндров, шестерня распредвала — напротив отлива на крышке подшипников, бегунок распределителя — соответствовать проводу четвёртого цилиндра.
Перед началом регулировки устанавливают коленвал и распредвал по соответствующим меткам
Порядок регулировки клапанов
После того как все метки выставлены, приступаем к проверке либо регулировке зазора, который должен составлять 0,15 мм:
-
Работу начинаем с 6 и 8 клапана, считая со стороны цепи ГРМ. Между кулачком распредвала и рокером вставляем щуп и, если он входит одинаково туго, то в регулировке нет необходимости.
-
Если щуп входит свободно либо с трудом, зазор потребуется отрегулировать. Для этого ключом на «13» удерживаем головку болта, а ключом на «17» ослабляем контргайку. Вставляем щуп и путём вращения болта выставляем нужное положение, после чего затягиваем контргайку и для контроля проверяем, не изменился ли зазор.
-
Зазор на остальных клапанах выставляем аналогичным образом. Для этого коленвал проворачиваем на пол-оборота и регулируем 4 и 7 клапаны.
-
Коленчатый вал поворачиваем ещё на 180˚ и производим регулировку 1 и 3 клапанов.
- В последнюю очередь проверяем и при необходимости регулируем 2 и 5 клапаны.
Щуп на всех клапанах должен выниматься с одинаковым усилием
При этом важно знать и помнить, что маленький тепловой зазор будет хуже большого, а это может привести к прогоранию клапанов
Коробка передач Xtronic CVT
Как отрегулировать клапана
Все процедуры необходимо проводить только на холодном двигателе. Это делается для того, чтобы результаты нстройки остались стандартными: именно так поступают на заводах-изготовителях. Стоит отметить, что порядок регулировки клапанов на каждой машине свой: узнать его можно из инструкции к автомобилю или соответствующей литературы. Процесс осуществляется посредством вкручивания или выкручивания специальных регулировочных винтов, либо подбором плоских шайб. Каждый из этих вариантов рассматривается отдельно.
Использование специальных инструментов
Регулировка клапанов двигателя производится с помощью набора щупов или посредством специальной рейки и индикатора. Оба способа достаточно широко распространены: первый отличается простотой, доступностью и требует минимальных финансовых и временных затрат. Чтобы применить второй метод, придется купить прибор и специальное приспособление.
Регулировка с помощью щупа и контргаек
Подобный способ настройки ГРМ характерен для российских заднеприводных авто («классика»). Алгоритм действий:
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
- Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
- Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
- Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ . Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
- Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.
Регулировка с помощью шайб
Подобная настройка ГРМ больше характерна для переднеприводных автомобилей. Чтобы ее произвести, необходимо:
- Снять крышку клапанов.
- Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
- Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
- При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
- После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
- Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.
Регулировка с помощью индикатора и рейки
Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена ССССР. Подобный способ регулировки хорош для двигателей, находящихся в эксплуатации длительное время, т. к. прибор и рейка при измерении учитывают выработки на поверхностях деталей. Ход процедуры:
- Снимите клапанную крышку, предварительно отсоединив от нее рычаги и тросики.
- Прокрутите вал двигателя до совпадения меток, точно так же, как при регулировке клапанов с помощью щупа.
- Возьмите рейку и зафиксируйте ее на головке блока цилиндров (крепление осуществляется к шпилькам корпуса «постели») распредвала. Есть небольшой нюанс: не нужно вкручивать полностью все 3 гайки крепления рейки, иначе она будет болтаться. Прежде всего заверните крайние метизы, далее начинайте откручивать средний болт, пока рейка не станет неподвижной.
- Возьмите стрелочный индикатор и закрепите его на рейке, а лапку прибора поставьте на край кулачка клапана.
- Захватом, входящим в комплект, уцепите кулачок и потяните его вверх: стрелка индикатора должна пройти 52 деления (при температуре воздуха +20 градусов). Если это не так, то нужно регулировать клапан одним из двух вышеописанных способов.