Описание рамы, и элементы силовых несущих конструкций грузовых автомобилей. типы и устройство лонжеронных и хребтовых рам колёсных шасси
Содержание:
- Преимущества рамных конструкций
- Как правильно прокачать стойки амортизатора
- Устройство рамы кузова
- Несущее основание
- Важнейшие преимущества
- Особенности ремонта рамы МАЗ
- Классификация по типам кузовов
- Снаряженная масса шасси
- Как нужно ремонтировать раму авто
- Список рамных внедорожников
- Тормоза
- Pajero
- Назначение, виды
- Особенности ремонта
- Рамная конструкция авто: как устроена, плюсы и минусы?
- Хребтовая (центральная) рама.
- Важность своевременного ремонта поврежденной рамы
- Как выпрямить раму?
Преимущества рамных конструкций
Это конструктивное решение имеет ряд сильных сторон:
- простая конструкция. Если рассматривать с инженерной точки зрения, рамная конструкция очень простая в сравнении с «классическим» кузовом;
- повышенный уровень комфорта и эргономики. Рамная конструкция в значительной мере снижает уровень шума в салоне, а также количество и интенсивность вибраций при преодолении различных препятствий;
- высокая устойчивость к нагрузкам и износостойкость. Можно смело сказать, что рамная конструкция – это единственный способ сделать машину максимально устойчивой к различным нагрузкам. По этой причине грузовики, внедорожники, трактора и даже автобусы до сих пор изготавливают по данному принципу;
- низкая стоимость. Для автоконцернов это означает, что они могут удешевить расходы при производстве транспортного средства. Для автолюбителя – они могут купить хорошую машину по низкой цене;
- упрощённая сборка. Собирать такую машину на конвейере намного проще и быстрее. Это позволяет снизить производственные затраты;
- долговечность. Это преимущество в особенности касается более старых моделей, когда ещё автоконцерны делали машины для людей, а не для того, чтобы они быстрей сломалась, и потребители пришли покупать новую;
- ремонтопригодность. Простая конструкция позволяет упростить и ускорить проведение возможных ремонтных работ. Если случай практически безнадёжен, то каркас с лёгкостью можно заменить на новый;
- лифтование. Автовладелец может изменить дорожный просвет на своё усмотрение, просто установив колёса другого радиуса;
- мощь. Конструкция настолько устойчивая, что рамный внедорожник превратился в отличный буксир. Он с лёгкостью вытащит даже из самой страшной грязи любой автомобиль с несущим кузовом, показав, кто здесь главный;
- езда по ухабам. Теперь российские дороги вам не страшны, ведь транспортное средство с лёгкостью преодолевает их без вреда для себя.
Однако кроме плюсов такие машины имеют и некоторые недостатки. В их число входят:
- большой вес. Рама существенно увеличивает вес автомобиля. За счёт этого увеличивается расход топлива;
- управляемость. В данном аспекте рамные внедорожники уступают стандартным авто с несущим кузовом;
- снижение размеров салона. Хоть и немного, но всё же снижается полезный объём салона.
Как правильно прокачать стойки амортизатора
Устройство рамы кузова
Если утрировать, то строение простое до безобразия. Две продольные металлические балки, которые соединяются поперечными. Обычно продольных балок всего две, а вот поперечных может быть значительно больше. Раньше продольные балки шли практически параллельно друг другу, но скоро выяснилось, что такое строение не очень то удобное, потому как двигатель который закрепляли на раме был очень высоко посажен. Поэтому позже переднюю часть расширили (чтобы двигатель крепился между продольными балками), а заднюю часть сузили, особенно в строениях грузовых автомобилей (также жесткость рамы увеличивается, соответственно увеличивается и грузоподъемность).
Нужно отметить что рама — это самая тяжелая часть кузова, около 20 % общей массы автомобиля. Но разработчики бьются над более легкими и прочными материалами, ведь чем меньше масса, тем меньше расход топлива.
По изготовлению рамы можно подразделить:
— НА клепанные (самый распространенный вид), элементы рамы присоединяются друг к другу при помощи клепок
— НА болтах, более трудозатратен, а поэтому менее распрастранен. Элементы соединяются болтами и гайками
— Сварная рама, самый редкий вид. В основном используют для тяжелой спец. техники. Элементы привариваются друг к другу.
Несущее основание
Несущее основание – это что-то среднее между кузовом и рамной конструкцией. Тут также используются лонжероны, но они объединены днищем, а не поперечинами. Наиболее массовый и популярный обладатель несущего днища – «Фольксваген Жук», у которого кузов крепится к плоской панели пола посредством болтов. Аналогичную конструкцию имеет и другая машина массового производства – Renault 4СV.
Несущее основание
Несущее днище отличается высокой технологичностью и применяется в крупносерийном производстве. Данная конструкция позволяет сделать пол и центр тяжести автомобиля достаточно низкими.
У рамной несущей части автомобиля есть ряд достоинств и особенностей, которые делают ее незаменимой для грузовых машин и внедорожников. И хотя рама используется сугубо для конкретных видов автомобилей, некоторые элементы ее конструкции применяются крайне широко, так как позволяют сделать несущие кузова более жесткими. Почти любая легковая машина оснащена усиливающими лонжеронами либо подрамниками.
Важнейшие преимущества
Если посмотреть на список рамных автомобилей легкового типа, то можно увидеть, что большая его часть принадлежит крупным внедорожникам, таким как Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, УАЗ Патриот и другим. Это не удивительно — ведь рама может переносить большие нагрузки в сравнении с несущим кузовом. За счет этого достигается лучшая проходимость — автомобиль не деформируется при преодолении существенных уклонов и серьезных препятствий. Также увеличение допустимых нагрузок и способствует повышению массы транспортируемого груза. Именно поэтому большая часть коммерческого транспорта строится на основе жесткой рамы.
УАЗ Патриот — представитель рамных автомобилей
С точки зрения производителей, рама также является более предпочтительной — к ней легче крепить основные агрегаты и навесное оборудование. Подобную конструкцию удобнее пропускать через конвейер — она может собираться отдельно от кузова, что существенно ускоряет процесс изготовления транспортного средства, позволяя разделить его на две технологические цепочки. В пользу рамы выскажутся и работники сервисных центров — при ее использовании намного легче восстанавливать геометрическую целостность кузова. В случае, когда повреждения слишком сильны, можно просто заменить раму, которая обладает меньшей стоимостью, чем готовый к использованию несущий кузов. Тем не менее от рамной конструкции отказалось большинство производителей автомобилей — значит, на то были свои причины.
Особенности ремонта рамы МАЗ
Исправная рама МАЗ – это залог безопасности водителя и пассажиров большегрузного автомобиля.
Однако плохие дороги, повышенные нагрузки приводят к поломкам детали.
Со временем рама грузовика может расколоться или же лопнуть. Затем встает вопрос о том, как выправить раму грузовика.
ООО ГК «АвтоРесурс» поможет решить проблемы с ремонтом рамы грузовика.
Мы расскажем вам об устройстве «скелета» большегрузного автомобиля, самых распространенных поломках и способах их устранения.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ РАМЫ МАЗ
Рама седельных тягачей имеет несколько отличий от аналогичных конструкций легковых автомобилей.
Во-первых, на вертикальные стенки продольных балок переносятся все силовые элементы (поперечины, кронштейны рессор и т д).
Во-вторых, в изготовлении рам МАЗ применяется прочная низколегированная сталь.
В-третьих, в элементах отсутствуют заклепочные соединения на полках продольных балок. Все это позволило более эффективно распределять повышенные нагрузки во время движения автомобиля. Таким образом, достигается еще большая прочность и долговечность рам МАЗ.
Изучить устройство рамы грузовика вы можете на данном рисунке.
Более подробно расскажем о конструкции элемента 555142-2800010, 555142-2801002-002, 555142-28000010-010.
В основном, большинство рам для грузовика МАЗ имеют следующее устройство:
- 1 и 2 лонжероны МАЗ (правый и левый);
- Кронштейны рамы МАЗ (3,4, 5, 7, 11,12,13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 27);
- Правая опора (6), опора гидроцилиндра МАЗ (24);
- Поперечина (8, 22, 25, 26);
- Палец буксирной вилки (9) и вилка с пружиной (10, 21);
- Усилитель (28) и болты (33-37, 41, 46);
- Гайки (38, 39, 43), винты (40), шайбы (42,44).
ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ РАМЫ МАЗ
Несмотря на довольно-таки прочную конструкцию, элемент периодически выходит из строя.
Самые частые поломки рамы – это:
- Возникновение трещин на вставках или же накладках, приваренных к продольным балкам грузовика;
- Появление небольших трещин по отверстиям под большинство заклепок;
- Ослабление соединений под заклепки;
- Вогнутость балок (продольных).
Естественно, выправить раму грузовика самостоятельно сложно. Поэтому не допускайте халатного отношения к комплектующим своего автомобиля.
В основном неисправности появляются вследствие повышенных нагрузок на конструкцию рамы грузовика. Однако если вы заметили даже небольшие сколы или же трещины на элементе – приступайте к ремонту.
Неисправная рама МАЗ может стать причиной более серьезных проблем.
Ремонт рамы МАЗ
Между лонжероном и поперечинами, балками образовались трещины? Советуем заварить их электродуговой сваркой.
Однако перед этим необходимо разобрать раму. Для этого удалите заклепки в поперечинах, которые соединяют элементы с продольными балками.
При ремонте рамы грузовика используйте пневматическое зубило, гидроклещи.
Если вы заметили на продольных балках поврежденные накладки, которые вы приварили ранее, рекомендуем восстановить элементы следующим образом.
Отрежьте небольшую часть балки рамы, на которой имеются приваренные детали.
Далее присоедините дополнительную деталь, подогнав ее встык к балке рамы МАЗ. Затем прихватите элемент сваркой в 3-4 точках.
Не забудьте подложить под стык запчастей МАЗ прокладку из меди.
Затем аккуратно закрепите ее. Далее сваривайте детали обычной сваркой электродами диаметра 4 мм (перед проведением ремонта рамы МАЗ изучите данную таблицу).
После окончания работ удалите шлак, защитите шов. Помните, что возвышение шва над поверхностью рамы грузовика должно быть не более чем два миллиметра.
Кроме этого, перед сваркой просушите электроды не менее чем 1 час при 140-160 градусов Цельсия.
При трещинах возле кронштейнов, износе отверстий, также используйте электродную справку.
Одновременно при заварке отверстий не забывайте подлаживать прокладку из меди.
Советуем зоны сварных швов уплотнять наклепом. При этом не забывайте, что отпечатки бойка не должны быть сплошными, так как каждый отпечаток должен иметь отчетливые контуры.
После проведения ремонта рамы МАЗ деталь должна соответствовать данным требованиям:
- Кривизна верхней полки не превышает 2 миллиметров (длина не более 1 000 мм), а на всей длине – не более пяти мм.
- Кривизна вертикальной стенки – не более двух мм (длина 1000 мм), а на всей дине рамы МАЗ – не более 10 мм.
Ремонт рамы МАЗ окончен.
Для этого осматривайте состояние улов, промывайте элементы, подкрашивайте. Внимательно следите за соединениями поперечин, лонжеронами и, конечно же, балками рамы МАЗ.
Мы предоставим вам лучшие детали. Также если не знаете, где находится номер рамы МАЗ, позвоните в офис компании.
Благодаря бесплатной консультации, подбор агрегатов осуществится в самый кротчайший срок.
Классификация по типам кузовов
Седан (Sedan). Легковые автомобили, в которых багажное отделение структурно отделено от пассажирского салона. В задней стенке нет дверцы. Чаще всего седаны – четырёхдверные, но встречаются также двухдверные (тудоры, пример — Chevrolet Monte Carlo) и пятидверные модели. В США седаны часто называют Saloon, в Хорватии – Limuzina. Большинство седанов – хардтопы. У них нет центральных стоек, а на боковых стёклах отсутствуют наружные рамки.
Универсал (Family Cars) – это легковой автомобиль с прямой крышей. Легко узнаваем по закрытому двухобъёмному грузо-пассажирскому кузову. Задний свес у универсала – длиннее или такой же, как на седане.
Хэтчбек – авто с покатой крышей и укороченным свесом кузова. Длина такого кузова достаточно небольшая, поэтому хэтчбек пользуется популярностью в городских условиях. Автоматически решается вопрос с разворотом на узких улицах, во время парковки.
Купе – автомобили с «укороченной» базой. Чаще всего – с двумя дверьми, и двумя «полноценными» местами в первом ряду комфортности. Второй ряд сидений или отсутствует или ограничен по комфортности. Купе – распространённый вариант кузовов у спорткаров.
Кабриолет (Convertible) – легковой автомобиль со складной крышей. К кузову примыкают не стандартные опускающиеся, а съемные боковые окна.
Внедорожники – это автомобили с несущим корпусом –на раме с полным приводом. Транспортные средства отличает высокий клиренс и пониженный ряд передач трансмиссии. Функцию ведущих выполняют передние и задние колёса.
Минивэны (Mini-Van) – семейные автомобили повышенной вместимости с высокой крышей, однообъёмным либо полуторообъёмным кузовом. В большинстве минивенов размещено три ряда кресел (чаще всего складные, съёмные). Характеризуются большой площадью остекления и хорошим обзором.
Информация, которая касается конструкции, устройства автомобиля, постоянно лавинообразно увеличивается. Мониторить информацию каждый день не вариант Тратится куча времени. Но представьте, что в вашем распоряжении есть библиотека, которая без ваших усилий и регулярно — практически каждый день — обновляется свежей информацией по автомобильным технологиям. И такая платформа есть, это cистема дистанционного обучения ELECTUDE. Экономить время и получать актуальную информацию по транспортным технологиям легко!
Снаряженная масса шасси
Очень часто можно встретиться с понятиями «снаряженная масса шасси», снаряжённая масса автомобиля». Что же это такое?
Снаряжённая масса авто – это суммарная масса автомобиля со всеми эксплуатационными материалами (полным баком бензина, охлаждающей жидкостью, маслом). Масса водителя и пассажиров при этом в расчёт не берётся. Их масса учитывается, если речь идёт о полной массе транспортного средства.
Снаряженная масса у каждого вида автомобиля различна:
- Пикапы и внедорожники. Вес достигает 2,5 т.
- Полноразмерные автомобили, минивены. Вес – около двух тонн.
- Компактные автомобили. Снаряжённая масса – не более 1360 кг.
- Микрокары, микроавтомобили. Снаряжённая масса – около тонны.
Очень часто снаряжённую массу транспортного средства в характеристиках указывают именно в качестве снаряжённой массы шасси. Как правило, и «Снаряженная масса шасси», иногда же он указывает «Полная масса транспортного средства» и «Снаряжённая масса транспортного средства».
Как нужно ремонтировать раму авто
Но что же делать, если трещины в конструкции все-таки обнаружены? Особенно этому недугу подвержены рамные автомобили — внедорожники. В таком случае, уход за рамным авто будет включать в себя также его ремонт. Причем делать ремонт следует в автосервисе – там, где с вашим автомобилем будут работать настоящие профессионалы.
Ремонт рамного автомобиля стоит доверить проффесионалам
Самое важное условие восстановления поврежденной конструкции – это предотвращение дальнейшего распространения трещины. Для достижения данной цели в конце трещины просверливается небольшое круглое отверстие, а сверху на поврежденное место накладывается кусок уголкового железа, который надежно крепится к лонжерону с помощью пяти болтов (с обеих сторон от трещины)
И если все это сделано правильно, то рама автомобиля снова приобретает присущие ей показатели прочности и надежности. Поэтому, не стоит заниматься ремонтом самостоятельно, если вы в этом мало что смыслите – просто внимательно следите за состоянием рамы своего транспортного средства, своевременно ее мойте и красьте, а в случае возникновения повреждений обращайтесь к профессионалам.
Список рамных внедорожников
РВ в мире произведено очень много, и перечислить список всех марок сложно, поэтому приведем самые популярные модели, которые существуют в мире:
- Шевроле Блейзер/ Тахо/ Субурбан;
- Додж Durango;
- Форд Expedition/ Bronco;
- Форд Explorer (до 2010 года);
- Греат Вол Hover 3/ Hover 5;
- Haval H7/ H9;
- Хендай Galloper/ Terracan;
- Инфинити QX80;
- Исудзу Axiom;
- Джип Cherokee/ Wrangler;
- Форд Kuga;
- Ленд Ровер Defender;
- Лексус LX;
- Мерсрдес G-класса;
- Мицубиси Pajero Sport/ Pajero;
- Ниссан Patrol/ Armada/ Terrano;
- Опель Frontera/ Monterey;
- Ссанг Йонг Rexton/Kyron;
- Сузуки Jimny/ Samurai;
- Тагаз Тайгер;
- Тойота Land Cruiser 200/ Prado;
- УАЗ Патриот.
Настоящие рамные внедорожники считаются лучшими по проходимости, они позволяют преодолевать различные препятствия:
- снежные заносы;
- песчаные барханы;
- скалистую местность;
- непролазную глину.
Чаще всего РВ оснащаются подключаемым полным приводом, и по внедорожным качествам не имеют равных, кроссоверам и паркетникам до «рамников» далеко. Еще многие рамные внедорожники конструируются:
- с блокировками дифференциалов;
- раздаточной коробкой;
- понижающей передачей;
- постоянным полным приводом;
- с электронной межосевой муфтой.
Есть модели с изменяющимся дорожным просветом – регулируемый клиренс позволяет решать различные задачи, использовать автотранспорт как на бездорожье, так и на ровном шоссе.
Тормоза
Тормозная система является ключевой системой полуприцепа, отвечающей за безопасность грузоперевозок. Значительный вес нагруженной платформы требует максимальной эффективности торможения.
В связи с этим при производстве полуприцепов наша компания использует передовые электронные системы EBS Wabco
, которые признаны наиболее эффективными и надежными на современном рынке.
Возможна комплектация системы информационным блоком Smart Board
. С его помощью водитель получает все необходимые данные о состоянии тормозной системы и в целом ходовой части полуприцепа. За счет этого обеспечивается полный контроль режима работы техники.
Pajero
Один из лучших рамных автомобилей японского производства регулярно обновляется, включая модернизацию кузова, улучшение оснащения и дизайна. В серию уже вышло четвертое поколение, что дополнительно свидетельствует о популярности и надежности машины. Производители предлагают потребителями три версии двигателей:
- трехлитровый дизель на 200 «лошадей»;
- бензиновый мотор на три литра (178 л. с.);
- «движок» объемом 3,8 литра, силой 250 л. с.
«Паджеро» имеет высокий показатель проходимости, оригинальную коробку передач на четыре диапазона, полный привод, увеличенный дорожный просвет (23,5 см). Цена транспортного средства, по сравнению с большинством аналогов, вполне приемлемая (от 1,6 миллиона рублей).
Назначение, виды
Рама автомобиля представляет собой балочную конструкцию, выступающую в роли основы для крепления всех составных частей авто – силовой установки, узлов трансмиссии, ходовой части и прочего. Кузов, присутствующий в конструкции несущей части выполняет лишь некоторые функции – обеспечивает пространство для размещения пассажиров и грузов, а также выступает в качестве декоративного элемента.
Основным положительным качеством использования рамы является высокий показатель прочности несущей части. Именно благодаря этому она и используется на грузовиках и полноценных внедорожниках. Но при этом из-за рамы общая масса авто увеличена.
Также рама автомобиля позволяет по максимуму унифицировать узлы и механизмы между моделями разных классов. В свое время доходило до того, что многие автопроизводители выпускали шасси авто со всеми основными частями (рамы, мотора, трансмиссии, ходовой части), на которую «натягивали» разные типы кузовов.
При этом было разработано несколько типов рам, каждая из которых обладает своими конструктивными особенностями. Все их можно разделить на:
- Лонжеронные
- Хребтовые
- Пространственные
Некоторые из этих видов имеют подвиды, также нередко используются комбинированные типы, в конструкции которых имеются составные элементы разных рам.
Лонжеронная и ее подвиды
Лонжеронная рама автомобиля является самой распространенной. Конструкция ее включает две продольных силовых балки – лонжероны, тянущихся вдоль всего кузова и соединенных между собой поперечинами.
Лонжеронная рама Toyota Land Cruiser
Сами лонжероны изготавливаются из стали, а для обеспечения высоких показателей на скручивание используются разные типы профиля сечения – короб, двутавр, швеллер.
Причем не обязательно, чтобы они были ровными, многие лонжероны имеют изгибы как вертикальной, так и горизонтальной плоскости. К примеру, на некоторых авто рама изогнута в передней и задней частях (в районе расположения колес), что позволяет переместить центр тяжести вниз.
Помимо этого, лонжероны размещаются как в строго горизонтальном положении относительно пола, так и могут находиться под углом. Второй вариант применяется на внедорожниках.
Лонжероны соединяются поперечинами, которые могут располагаться разными способами. В так называемой раме лестничного типа поперечины крепятся перпендикулярно лонжеронам (считается классической). Но есть и конструкции, у которых эти составные части располагаются под углами – К-образные и Х-образные рамы.
Лонжеронная х-образная рама
Для соединения лонжеронов с поперечинами применяется сварка (во внедорожниках), заклепки (грузовики). В некоторых случаях используются болтовые соединения. Для крепления узлов авто и лонжероны, и поперечины оснащаются кронштейнами.
Подвидом лонжеронной рамы является периферийная. Отличительной особенностью ее является большое расстояние между лонжеронами. После полной сборки авто они располагаются возле порогов кузова, что значительно повышает устойчивость к воздействию боковых ударов, а также позволяет опустить уровень пола (насколько это возможно).
Периферийная рама Corvette
Еще одна разновидность лонжеронной рамы – Х-образная. Суть конструкции такой рамы сводится к тому, что в передней и задней части лонжероны разведены, а в центральной – по максимуму сведены (пространство между ними позволяет разместить разве что валы трансмиссии). Внешне этот тип напоминает букву «Х», отсюда и название.
Еще один вариант – несущее основание. В конструкции этой рамы все так же используются продольные лонжероны, но здесь они соединены между собой не поперечинами, а днищем. При этом несущее основание, хоть в него и входит днище, не является элементом кузова, поэтому и относится этот вид к рамам.
Хребтовая рама
Рамы хребтового типа в меньшей степени распространены и ее, по сути, используют только на грузовиках «Татра». Основным составным элементом этого типа несущей части выступает центральная балка, изготовленная из трубы.
Примечательно, что в такой раме некоторые узлы авто используются в качестве несущих элементов, а именно мотор, КПП, корпусы главной передачи. Все они соединены между собой центральной балкой, вращение же между узлами осуществляется при помощи валов, располагаемых в трубе.
Особенности ремонта
Ремонт рано или поздно грозит каждому автомобилю. Однако специалисты отмечают, что деформации рамы, наличие трещин и коррозия – явления достаточно редкие. Они могут появиться лишь вследствие страшной аварии либо при чересчур неаккуратном эксплуатировании рамных внедорожников.
Поскольку рама имеет несложную конструкцию, в ходе ремонта добраться до деталей шасси можно без особых проблем. Если запланирован кузовной ремонт, ставший следствием попадания в дорожно-транспортное происшествие, то процесс работы будет проще, чем в случае с несущим кузовом.
Все панели, которые отличаются сложностью, не являются в рамном кузове несущими, на них не крепят важные агрегаты. В ходе их восстановления нет необходимости точно соблюдать размерные допуски. Замена или восстановление такой рамы занимают меньше времени и требуют меньших трат. Можно считать, что и это обстоятельство – серьезное достоинство рамного внедорожника.
Рамная конструкция авто: как устроена, плюсы и минусы?
Рамная конструкция автомобиля представляет собой несущую систему, на которой смонтирован двигатель внутреннего сгорания (ДВС), детали трансмиссии и подвески и, собственно, кузов. Такое устройство обеспечивает максимальную надежность машины при эксплуатации в реальных дорожных условиях. Не стоит забывать, что железнодорожный транспорт стал прототипом для автомобильных средств передвижения, и, соответственно, взаиморасположение элементов на первых порах перекочевало оттуда. Паровоз перемещал такие объемы груза, которые и не снились машине, поэтому рамная конструкция автомобиля имеет очень большой запас прочности.
Рамная конструкция автомобиля четко подразделяет элементы на силовые и декоративные. Рама воспринимает нагрузки от мотора, трансмиссии и колес. Также она играет важную роль в пассивной безопасности автомобиля. Шасси – это совокупность рамы и силового агрегата с коробкой передач и подвеской. Оно, в принципе, может передвигаться и без кузова.
Кузовные панели формируют внешний облик и образуют кабину для водителя и пассажиров. Некоторые элементы кузова могут быть усилены дополнительным каркасом, но это касается, в основном, безопасности людей и не влияет на демпфирование нагрузок от мотора и от дорожного покрытия. Схема постоянно совершенствовалась, и со временем появилось несколько отдельных подвидов, характеризующих силовую структуру. Выделяют лонжеронные, хребтовые (в том числе вильчато-хребтовые), периферийные и решетчатые типы, особняком стоят несущие и полунесущие разновидности.
Преимущества и недостатки рамных конструкций
Рамная конструкция автомобиля очень удобна для конвейерной сборки, так как имеется свободный доступ к большинству агрегатов. Сервисные мастерские также отдают предпочтение подобным автомобилям, потому что так гораздо удобнее демонтировать детали и целые узлы для замены и ремонта. Владельцы рамных внедорожников могут спокойно ездить не только по асфальтовым дорогам, но и по «направлениям», не опасаясь за перекосы кузова, заклинившие в проемах двери и лопнувшие лобовые стекла. Ведь всю нагрузку воспринимает рама.
Безрамные конструкции преобладают среди легковых автомобилей благодаря ряду преимуществ. Во-первых, функционально разнесенные шасси и кузов существенно увеличивают вес автомобиля, отсюда вытекает повышенный расход топлива и ухудшенная динамика. Компоновка салона с лонжеронами вдоль бортов предполагает либо высокие бортики, через которые неудобно перелезать при посадке в авто, либо высокий пол, снижающий высоту потолка в салоне.
В последнее время более жесткие нормы безопасности для водителя и пассажиров не позволяют рамной конструкции автомобиля обеспечивать такой же высокий рейтинг на краш-тестах, как для аналогов с интегрированной схемой. Отдельно смонтированный кузов смещается относительно рамы во время аварии и неэффективно гасит энергию удара.
Область применения рамных конструкций
Автопроизводители остановились на рамной конструкции для грузовиков, тяжелых внедорожников и в некоторых случаях для автобусов. Отдельной статьей стоят премиальные авто, особенно в бронированном исполнении.
Изначально детали несущего основания скреплялись с помощью заклепок или цельнолитым способом. Клепочная технология достаточно простая и удобная. Она не требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации сборщиков. В настоящее время используется только для грузовиков. Рамы, изготовленные методом цельного литья, отличались высокой прочностью, но в силу своей дороговизны и сложности наладки оборудования и оснастки окончательно ушли в историю.
Сварочная технология заняла свое место и имеет все перспективы дальнейшего развития. Такую работу легко автоматизировать, а сварные элементы гораздо проще отливать и транспортировать, чем целиковую раму. Большинство грузовых и внедорожных автомобилей выполнено по этой технологии.
Автомобили с рамной конструкцией:
- УАЗ «Хантер»;
- УАЗ «Патриот»;
- Джипы «Грейт Волл»;
- Джипы «Хавал»;
- Некоторые джипы корейских производителей.
Полезные материалы про авто здесь!
Источник
Хребтовая (центральная) рама.
Этот вид пришёл в индустрию из Чехии. Автозавод марки «Татра» и его инженеры разработали и внедрили этот тип в свои автомобили. Труба, как главный элемент конструкции, соединяет картер заднего ведущего моста с двигателем и трансмиссией. Внутри трубы, которая несёт на себе всю нагрузку, находится вал без карданного шарнира, который передаёт момент на колёса. То есть, жёстким соединением, в отличии от современных автомобилей.
Основными преимуществами такого типа являются: высокая жёсткость на кручение и возможность создания многоосных полноприводных конструкций без особых сложностей. Недостаток – трудный доступ к агрегатам, которые встроены в раму.
Ранее эти рамы применялись на легковушках. На сегодняшний день грузовики-вездеходы марки «Татра» являются носителями такой конструкции. Такая машина становилась чемпионом в классе грузовиков на марафоне Париж-Дакар, и четыре раза получала серебро.
Важность своевременного ремонта поврежденной рамы
Образование повреждений на несущей конструкции требует оперативного ремонта рамы грузовика. Использование транспорта с такими дефектами может стать причиной следующих нежелательных последствий:
- смещения осей грузовика;
- сбоев в работе или выхода из строя силовых агрегатов;
- искажения геометрии кабины и деформации посадочных мест;
- быстрого износа шин грузовика;
- повышения расхода топлива;
- образования различных скрытых дефектов и неисправностей рамы и конструкции в целом.
В любом из перечисленных случаев увеличиваются расходы не только на использование и обслуживание грузового транспорта. Ремонт, который так или иначе придется проводить, обойдется гораздо дороже, чем проведенное вовремя устранение незначительного повреждения рамы.
Как выпрямить раму?
Большая часть энергии во время аварии поглощается рамой.
В зависимости от природы аварий, могут возникнуть дефекты следующих видов:
- Смещение в горизонтальной и/или вертикальной плоскости
- Скручивание рамы
- Искривление рамы
- Искривление поперечин
Часто, при аварии, возникают несколько видов повреждений одновременно. Часть рамы может сдвинуться как в бок, так и одновременно вниз.
При незначительном повреждении раму можно выправить. Если повреждение слишком серьёзное, чтобы его можно было устранить, то вырезается повреждённый металл и приваривается новый, с учётом размеров расстояний между контрольными точками. Сварочные соединения усиливаются специальными накладками. Как правильно резать сваривать и усиливать раму мы рассмотрим в этой статье ниже.
Повреждённая рама может быть причиной наклона кузова на одну сторону, повышенного износа элементов подвески и покрышек. Два наиболее частых повреждения рамы – скручивание и сгибание вниз (иногда одновременно в бок). Отличие этих двух повреждений едва различимое, но важное с точки зрения ремонта. К сожалению, ремонт изгиба как скручивания или наоборот может вызвать дополнительные повреждения, которые будет сложно или невозможно устранить.
Скручивание рамы может произойти, если автомобиль с разгона попал в траншею. Один из главных симптомов скрученной рамы – автомобиль наклоняется вниз с одной из сторон. На фото ниже можно увидеть сильное скручивание рамы, глядя с задней части автомобиля. Одна сторона рамы смещается вниз, а другая вверх. При таком повреждении автомобиль может вести себя нестабильно, особенно на поворотах и на высокой скорости. Скручивание рамы обычно бывает только в её центральной секции. При этом повреждение может проявляться по всему кузову. После ремонта края рамы встанут на место, так как скрученная центральная секция их держала в неправильном расположении. Если не правильно диагностировать скручивание рамы и править её неправильно расположенные отдельные части, то можно только усугубить повреждение.
На пикапе заметен наклон одной части кузова из-за изменения геометрии рамы.
Другой вид деформации, когда одна из продольных балок смещена, то это влияет и на центральную секцию. Рама принимает форму параллелограмма. Такое повреждение может влиять на подвеску и, при движении, машина будет ехать под углом (передняя ось может не на одной линии с задней).
Перекос рамы может изменить положение подвески
Измерение «геометрии» рамы должны выявить степень её повреждения. После понимания направления и степени смещения элементов рамы, рама закрепляется и применяется специальное вытягивающее оборудование для возвращения первоначальной формы. Используются гидравлика и цепи. Нужно избегать концентрированного воздействия в одно точку, подкладывая деревянные блоки, чтобы распределить усилие на большую площадь.
Рама имеет так называемую память. Металл стремиться возвратиться в первоначальное положение. Важно правильно «помочь» ему принять оригинальную форму и положение при помощи вытягивающих устройств. Неправильные действия при ремонте становятся причиной дополнительной деформации рамы и усложнения ремонта.
Главное правило при вытягивании в кузовном ремонте, которое относится и к раме – вытягивать в противоположном удару направлению и последовательности. Вытягивать деформацию нужно постепенно, с промежуточными измерениями расстояний между контрольными точками. Последовательность такая: вытягивать, удерживать в натянутом состоянии и продолжать вытягивание снова. Делайте перетяжку немного дальше оригинальных параметров, так как металл немного возвращается обратно после ослабления вытягивающего усилия.
Если рама не подвергалась термической обработки на заводе, то возможно нагреть поврежденный элемент для облегчения процесса выправления. При использовании нагрева металл должен остывать естественным путём.