Метан и пропан
Содержание:
- почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан
- Основные отличия пропана от метана
- Пропан или метан на авто что лучше выбрать
- 60 указателей, которые могут запутать и насмешить кого угодно
- Безопасность
- Реакции замещения
- Плюсы и минусы метана в качестве топлива для автомобиля
- Сравниваем метан и пропан
- Основные преимущества пропана и метана
- Физические свойства СУГ
- Сохранность машины кошелька и окружающей среды
- 10. Volkswagen Atlas (в России — Volkswagen Teramont)
- Моторное масло для двигателей на газу
- Метановое оборудование: установка ГБО метан, доступность и цены
- Какой газ лучше выбрать для машины
- Что такое пропан
почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан
Спросите: почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан? Да потому, что это выгодно вам самим, т.к. бутан стоит значительно дешевле пропана, а значит и смесь СПБТ значительно дешевле; к тому же при сгорании одинакового с пропаном количества, бутан еще и выделяет на треть больше тепла.
Аналогичная ситуация с процентным выгоранием пропана наблюдается и при подключении к газгольдеру газовых котлов близких к пределу нашей гарантии по кВт., и тем более при большей мощности, чем мы вам гарантировали. А если эти 2 фактора (промерзание грунта и завышенная мощность котла) накладываются, то уже при остатке топлива топлива в 45-55%: котёл у таких “неразумно жадных” хозяев – начнет периодически уходить в отключение из-за малого давления газа.
Вывод: Заправляйтесь заранее. Не подключайте к газопроводам системы автономной газификации котлов большей мощности, чем указано в договоре, чтобы вам не говорили и не обещали. После промерзания грунта с января начинайте заказывать свежий газ уже при остатке не менее 25-30%, и все будет хорошо.
Пропан, бутан и их смеси – самые экологически чистые виды топлива.
СУГ – смесь газов с характерным, неприятным запахом. СУГ – не ядовитый, но не приемлем для дыхания, СУГ – тяжелее воздуха.
Основные отличия пропана от метана
Разница в двух видах газов начинается с того, в каком состоянии они хранятся в заправочных баллонах.
Пропан заправляется в жидком виде, и дальнейшее его состояние может меняться в зависимости от того, какого поколения ГБО установлено на авто.
Метан используется только в газообразном состоянии. Этот газ чаще используют для более тяжелого транспорта: грузовики, внедорожники и т.д. Тем не менее, и владельцы легковых автомобилей все чаще склоняют свой выбор в пользу метана.
На что следует обратить внимание при выборе вида газа, так это на свой автомобиль. Два вида газа по своим физическим свойствам отличаются влиянием на двигатель, экологию и безопасность эксплуатации
Единственное, что “роднит” пропан и метан — это отсутствие запаха у обоих.
Полное название «пропана» — » пропан-бутан «. Получается он от смешивания двух сходных по химическому составу газов. Тем самым достигается необходимое октановое число. Также пропан-бутановая смесь, как и жидкие виды топлива, может быть как зимней, так и летней. Достигается это за счет изменения пропорции объема пропана и бутана в зависимости от времени года.
Пропан или метан на авто что лучше выбрать
Газобаллонное оборудование в последнее время стало практически неотъемлемой частью оснащения многих видов автотранспорта. Им оборудуются грузовые машины, автобусы, сельхозтехника и легковушки. Причем вне зависимости от типа двигателя и использовавшегося до переоборудования топлива.
Причины повсеместного распространения ГБО ясны: газ позволяет экономить на расходе, в некоторых случаях повышает мощность и ресурс двигателя, снижает уровень вредных выбросов в атмосферу и так далее. Но в связи с этим напрашивается вопрос, какой газ выбрать или что лучше – пропан или метан на авто?
Виды топлива
Если не брать в расчет спирт и электричество, двигатели автомобилей традиционно используют два вида топлива:
Каждый по-своему хорош и обеспечивает транспортным средствам заложенные конструкторами характеристики. Перевод автомобилей на газ в большей степени вызван экономическими причинами. Хотя автопроизводители уже не стесняются использовать фирменные газовые установки, позволяющие придавать силовым агрегатам новые качества.
Для ясности отметим, что из газов пока широкое применение получили тоже два вида:
Автомобильный пропан-бутан хранится в жидком состоянии. Метан, напротив, исключительно в газообразном.
Причем для дизельных и бензиновых моторов применимы разные варианты, но чаще используются определенные, что обусловлено отличиями самих газов и размерами ТС.
Например, легковое авто на газ метан переоборудуют реже, чего не скажешь о джипах, грузовиках и так далее. Не делают этого и на современных автомобилях, поскольку последние поколения ГБО рассчитаны исключительно на пропан.
В чем отличия
Прежде чем приступить к установке ГБО, необходимо разобраться, что лучше для конкретного двигателя: метан или пропан-бутан. Ведь каждый газ имеет свои характеристики, которые в различной степени влияют на работу ТС, компоненты двигателя, безопасность и экологию.
Общее, что роднит названные газы, – это отсутствие цвета и запаха, но используются метан и пропан по-разному и придают моторам отличающиеся характеристики. Пропан-бутан – это смесь двух сходных по структуре газов, которые смешивают для получения требуемого октанового числа.
В разное время года на АЗГС в составе смеси меняется соотношение: зимой больше пропана, а летом – бутана.
Технические характеристики
Основное отличие метана от пропана заключается в том, что это газ природного происхождения. Пропан получается при крекинге нефтепродуктов. Видимо, по этой причине структурная формула метана не позволяет использовать его в жидком состоянии.
Октановое число пропана и метана выше, чем у бензина. Это примерно 100 и 110 соответственно. У метана оно чуть выше, поэтому двигатель на нем экономичнее. Его использование дает в полтора раза больший экономический эффект. Стоимость ниже в сравнении с бензином, чем стоимость пропана (примерно в 1,5 раза). Расход на метане ниже процентов на тридцать.
Ввиду того, что давление метана в баллоне авто очень велико (в районе 270 атмосфер), баллон должен иметь определенную форму и толщину стенок. Такие большие размеры и масса делают использование метана на легковых автомобилях сомнительным предприятием.
Пропан можно содержать в емкости любой формы, которую часто адаптируют под технологические вырезы в корпусе авто.
Запас хода на метане всегда будет меньше. На одном и том же авто на метане и пропане разница в пробеге на одной заправке будет существенной. Дело в том, что большой запас метана требует объемных и тяжелых баллонов, размещать которые чаще негде. Да и конструкцию ТС утяжелять лишний раз никому не хочется.
Если рассмотреть все минусы и плюсы авто на метане, то складывается впечатление, что он лучше. Может быть, так оно и есть, но стоит учесть, что бензиновый двигатель после перехода на метан теряет больше тяги. Правда, работает при этом тише и более плавно, чем на пропане. Но и стоит ГБО под метан раза в два больше.
А при переоснащении дизелей этот газ просто идеален. Чем отличается метан от пропана на авто с дизельной силовой установкой? В первом случае придется полностью переделать систему подачи топлива и установить систему зажигания. Пользоваться соляркой уже будет нельзя. Но достигается максимально возможная экономичность.
Для использования пропана устанавливается газодизель, позволяющий использовать и солярку, и газ.
Экологичность
Разница между пропаном и метаном имеется и в вопросе влияния на окружающую среду. Метан менее вреден. Это чисто природный продукт, который сгорает полностью. При этом он совсем не выделяет в атмосферу смолы, чего не скажешь о пропане, добытом из нефти.
60 указателей, которые могут запутать и насмешить кого угодно
Безопасность
Если рассматривать минусы и плюсы авто на метане, стоит отметить, что, несмотря на высокое давление в баллоне, ПГ безопаснее, чем пропан. Весит он меньше воздуха, и даже если произойдет утечка на открытом пространстве, потоки ветра подхватят частицы метана и газ улетучится. Но если утечка произошла в замкнутом помещении и концентрация метана в воздухе превысила 4,4 %, газ становится взрывоопасным.
Метановые баллоны безопасны и при ударе. Несмотря на давление в сотни атмосфер, толщины их стенок хватает, чтобы обезопасить баллон в случае столкновения. При производстве емкость проходит ряд испытаний: экстремальные температуры, падение с высоты, стрельба из оружия. Многочисленные краш-тесты также доказывают стойкость ГБО на метане.
В США на протяжении 10 лет проводился эксперимент, в ходе которого велись наблюдения за статистикой ДТП с участием автомобилей на метане. По результатам эксперимента ни один из 1360 ударов, которые случились в ДТП, не привел к взрыву баллона с газом.
К тому же машина на метане оснащена мультиклапаном, который при угрозе чрезвычайной ситуации мгновенно перекрывает подачу газа в мотор.
Пропан менее безопасный газ. Поскольку в его составе больше атомов углерода, газ значительно тяжелее воздуха и имеет свойство накапливаться.
Предельно допустимая доля пропана в воздухе – 2,1 %. Все, что выше, может привести к взрыву. Взрывоопасность пропана также обусловлена технологией его переработки, которой преусмотрены различные примеси и масла.
При большой концентрации автомобильное топливо пропан-бутан оказывает на человека наркотическое воздействие.
Чтобы пропан-бутановая смесь выполняла функцию топлива, в зимнее и летнее время соотношение пропана и бутана должно отличаться. Летом должно быть пропана и бутана по 50 %, зимой – пропана 90%, бутана 10 %.
Теперь перейдем к тому, что лучше для автомобиля – ГБО на метане или пропан-бутане: по стоимости оборудования, цене за литр, удобству и влиянию на двигатель.
Реакции замещения
В молекулах алканов связи С–Н более доступны для атаки другими частицами, чем менее прочные связи С–С.
1.1. Галогенирование
Бутан реагирует с хлором и бромом на свету или при нагревании.
При хлорировании бутана образуется смесь хлорпроизводных.
Например, при хлорировании бутана образуются 1-хлорбутан и 2-хлорбутан:CH3-CH2-CH2-CH3 + Cl2 → CH3-CH2-CH2-CH2Cl + HCl
CH3-CH2-CH2-CH3 + Cl2 → CH3-CH2-CHCl-CH3 + HCl |
Бромирование протекает более медленно и избирательно.
Избирательность бромирования: сначала замещается атом водорода у третичного атома углерода, затем атом водорода у вторичного атома углерода, и только затем первичный атом. С третичный–Н > С вторичный–Н > С первичный–Н |
Например, при бромировании пропана преимущественно образуется 2-бромбутан:CH3-CH2-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CH2-CHBr-CH3 + HBr |
Хлорбутан может взаимодействовать с хлором и дальше с образованием дихлорбутана, трихлорбутана, тетрахлорбутана и т.д.
1.2. Нитрование бутана
Бутан взаимодействует с разбавленной азотной кислотой по радикальному механизму, при нагревании и под давлением. Атом водорода в бутане замещается на нитрогруппу NO2.
Например. При нитровании бутана образуется преимущественно 2-нитробутана: |
CH3-CH2-CH2-CH3 + HNO3 → CH3-CH2-CHNO2-CH3 + H2O
Плюсы и минусы метана в качестве топлива для автомобиля
Автомобиль на метане
Метан – газ природного происхождения, который легче воздуха и при утечке зависает в воздухе и легко перемещается дуновением ветра. Именно метан используют в домашних плитах и дачных котлах обогрева.
Поскольку газ метан не обладает свойством сжижаться, его хранят в баллонах под большим давлением в 200 атм. с утолщенными стенками из композитного сырья или из легированной стали. Подобные баллоны тяжелы, что исключает возможность крепления баллонов для метана на днище автомобиля натяжными лентами. Устанавливаются они на особую конструкционную панель, смонтированную к раме машины несколькими точками креплений. Такая непростая процедура и специальные баллоны для хранения метана значительно увеличивают стоимость перевода автомобиля на метан. Ещё одним неприятным моментом будет невозможность поставить баллон в углубление для запасного колеса.
Поскольку баллоны для хранения метана производят толстостенными, вес их начинается с 63 кг на 12,5 куб. метров газа внутри. При таком объеме газа в баллоне на обеспечение максимального пробега при одной заправке понадобится установить на автотранспорт минимум три баллона, содержащих метан.
На легковых автомобилях это условие значительно уменьшает полезное пространство багажного отделения. Отзывы об использовании метана на автомобиле гласят, что удобнее и целесообразнее покупать ГБО, работающее на метане, на грузовой и пассажирский автотранспорт. Единственным недостатком будет уменьшение грузоподъемности.
Измеряется метан в кубических метрах: 1 куб.м. равен 1,2 литра бензина.
Расход метанового топлива на автомобиле в смешанном цикле:
- При бензиновом расходе 10л/100км, расход метана составит 9 куб.м./100км При бензиновом расходе 15л/100км, расход метана составит 15 куб.м./100км
В Европе метановое топливо очень популярно, в частности, за его экологичность. Многие известные европейские автопроизводители предлагают приобрести легковые автомобили, грузовой автотранспорт и пассажирские автобусы на метане с завода. Жителям РФ придётся перегонять такую машину на территорию проживания, поскольку дилеры не продают подобные варианты в центрах. Возможно приобрести подержанный заводской автомобиль на метане. Определяют такие автомобили по добавке в название модели: CNG, NGT, Natural Gas, Eco Fuel, Bi-Fuel. Топливная система в заводских автомобилях на метане двойная: газовая и бензиновая, однако объём бензинового топливного бака в большинстве случаев уменьшают на 10-20 литров для большей вместимости газа.
Сравниваем метан и пропан
Заправка газом — практичная и экономичная альтернатива бензину.
Таблица сравнительных характеристик позволит оценить разницу при использовании рассматриваемых видов топлива:
Характеристики | Пропановые характеристики | Метановые свойства |
Октановое число | 100 | 110 |
Стоимость, руб. | 21 за 1 л. | 15 за 1 м³ |
Средняя стоимость блока на 4 цилиндра, руб. | 27 000 | 60 000 |
Вес баллона, кг | 20-30 | 60-125 |
Сжатие в баллоне, атмосфер | 10-15 | 200-250 |
Запас топлива на комплект, км. хода | 600-1 000 | 250-350 |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Негативное влияние на элементы двигателя | Высокое | Низкое |
Снижение мощности силового агрегата, по сравнению с использованием бензина | 5% | 20% |
Доступность заправок | Столько же, сколько и бензиновых | 1-2 в крупном городе |
Расход пропана на 100 км пути на 5-7% выше, чем потребление бензина. У метана, наоборот, этот показатель ниже на 5-10%.
Стоимость установки газобаллонного блока четвертого поколения на метановом топливе выше, однако во время эксплуатации он более экономичен.
Основные преимущества пропана и метана
Газ по своей сути является уникальным топливом. Сложнее говорить о его недостатках, нежели о достоинствах. Из недостатков можно выявить только лишь не очень большое количество заправочных станций для метана, хотя их число постепенно увеличивается. С пропановыми заправками эта проблема уже давно не актуальна.
Преимущества пропан-бутана:
- одна заправка пропаном дает больший километраж, чем на метане;
- пропановый баллон имеет меньший вес;
- для пропана существуют тороидальные баллоны, укладываемые в гнездо для запаски. Тем самым экономится место в багажнике;
- установка пропанового ГБО в несколько раз дешевле метанового.
Преимущества метана:
- в сравнении с метаном более низкая стоимость;
- метан — более чистый газ, что дает хороший экологический эффект;
- работа двигателя на метане в сравнении с пропаном, более тихая и плавная;
- активное государственное субсидирование при установке метанового оборудования.
Как видим преимуществ более чем достаточно у обоих видов газа. Но выбор придется сделать в пользу какого-то одного
И здесь, как мы говорили в начале, следует обратить внимание на свой автомобиль. А именно, выгодно ли и удобно будет размещать в нем тяжелые цилиндрические баллоны для хранения метана
Если конечно у вас микроавтобус или джип, то вопросов нет, место можно найти.
Но как быть с малолитражным автомобилем или легковым средних габаритов? Здесь выбор очевиден в пользу пропана. Баллон уложится в нишу для запаски и не придется возить с собой постоянную тяжесть метановых баллонов. К слову, любой лишний груз в автомобиле способствует увеличению расхода топлива.
Физические свойства СУГ
Технология разделения основывается на разной упругости насыщенных паров и на различии давлений отдельных компонентов. Именно за счет требуемой упругости газа и давления насыщенных паров появляется возможность использовать СУГ в качестве источника для отопления, при котором газ начнет поступать из резервуара в газопровод.
Для достижения необходимых условий необходимо установить оптимальное соотношение жидкой и паровой фаз. Способность поддерживать одновременно жидкое и газообразное состояние является ключевой особенностью сжиженного углеводородного газа.
В процессе хранения или перевозки часть среды имеет свойство переходить в паровую фазу, в то время как оставшаяся часть будет оставаться в виде жидкости. Разница в объеме между двумя фазами огромна. Для сравнения, 1 м3 газообразной смеси равны 4 л сжиженного газа, что означает уменьшение объема практически в 250 раз. Так как при повышении температуры газ начинает расширяться, при хранении СУГ следует учитывать нормативные требования — газгольдер (специальный резервуар для хранения СУГ) или баллоны допустимо заполнять не более, чем на 85%.
При температуре +20°С переход в жидкую фазу у пропана происходит под давлением 8,5 кгс/см2, у бутана под давлением 3,1 кгс/см2. При этом пропан не будет переходить в газообразное состояние и останется жидкостью при температуре -43°С, а бутан при температуре 0°С.
Таким образом, спобность СУГ к испарению напрямую зависит от процентного соотношения пропана и бутана, а также от температуры воздуха. Например, при низких температурах окружающего воздуха давление у пропана выше, чем у бутана, а, следовательно, выше его испаряемость.
Летние и зимние смеси СУГ
В предыдущие года уделялось особое внимание соотношению смеси пропана к бутану в зимнее и летнее время:
- зимний вариант топлива предусматривал 70% пропана, 30% бутана;
- летний вариант содержал меньшее количество пропана — 50-60% и большее количество бутана — 50-40%.
Исследованиями было доказано, что при низкой температуре окружающей среды эффективнее использовать смесь с большим содержанием пропана. В то же время, в жаркое время года количество пропана нужно снижать. Летом бутан испаряется гораздо менее интенсивно, что снижает риск возникновения повышенного давления и предотвращает срабатывание клапана сброса.
На данный момент деление на летний и зимний вариант стало менее актуальным. Сейчас состав СУГ рассчитывается с учетом индивидуальных характеристик объекта, что дает поставщикам возможность подбирать содержание пропана и бутана под конкретное оборудование. По желанию Заказчика содержание пропана в смеси можно увеличить вплоть до 100%.
Тем не менее, для максимально эффективной эксплуатации газового оборудования необходимо тщательно подбирать состав сжиженного углеводородного газа. Правильное соотношение компонентов пропан-бутановой смеси обеспечивает достаточное избыточное давление в емкостях, гарантируя бесперебойную подачу горячего водоснабжения как в сильные морозы, так и в жаркие дни.
Сохранность машины кошелька и окружающей среды
Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа. Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади. По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.
В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.
Данный фактор устраняется настройкой угла опережения зажигания в контроллере ГБО или установкой дополнительных комплектующих — вариаторы угла опережения, которые не только снимут проблему перегрева мотора из-за продолжительного сгорания метана, но и добавят мощности двигателю и снизят расход топлива в среднем на 2-8%.
Громоздкие массивные топливные баллоны по-прежнему остаются самым серьезным недостатком на метановое оборудование, что в сочетании с острым дефицитом специализированных заправочных станций (даже в Москве и области на 50 мест, где можно залить пропан, приходится 1 метановая заправка) превращают нормальную эксплуатацию подобного типа оборудования в сплошные затруднения.
Пропан больше напоминает бензин по способу хранения и содержится в незначительно сконденсированном состоянии под давлением около 7 бар, которое удерживают баллоны. Октановое число превышает 100, и пропан также равномерно распределяется в цилиндрах и сгорает без нагара. Для его хранения поможет установка емкостей поменьше и полегче, которых тем не менее достаточно для преодоления отрезка пути вплоть до 1200 км одним махом (зависит от комплектации конкретного ГБО).
Само топливо несколько дороже метана, но все равно вдвое дешевле, чем бензин.
Изучая свойства обеих разновидностей, приходишь поневоле к выводу, что пропан по всем показателям оптимален для заправки легковых автомобилей — облегченные баллоны, доступная финансово газовая комплектация окупится быстрее при небольших городских пробегах на малолитражке. В грузовике же недостатки метана чувствоваться не будут — баллоны на сотню-другую килограммов для рейсовой фуры серьезной роли не играют, а недешевое газовое ГБО при постоянном использовании окупится за пару месяцев активного пробега.
10. Volkswagen Atlas (в России — Volkswagen Teramont)
Моторное масло для двигателей на газу
Необходимо отметить, что специалисты после перехода на газ рекомендуют дополнительно подобрать подходящее моторное масло для автомобилей с ГБО. Дело в том, что во время работы на смеси газа и воздуха температура в камере сгорания выше.
Смазка, которая предназначена для бензиновых и дизельных двигателей, может не соответствовать изменившимся условиям. Если просто, разница между расчетными рабочими температурами для бензинового и «газового» масла составляет около 200 градусов по Цельсию.
Для смазочного материала такая разница весьма значительна, некоторые бензиновые и универсальные масла попросту не справляются с такой повышенной температурой. В результате ухудшается защита деталей и узлов мотора. Также обычное масло при работе на газу может стать причиной усиленного коксования двигателя, так как смазка от нагрева «горит», после чего создается много нагара и отложений.
В результате двигатель коксуется, увеличивается расход масла на угар и т.п. Получается, после смены типа топлива, еще нужно отдельно подойти к вопросу подбора масла. Оптимально использовать масла, которые соответствуют требованиям и рекомендациям производителя ДВС по допускам, но также возможно их использование в газовых двигателях.
Сегодня выбор таких продуктов достаточно большой, так что с подбором моторного масла для двигателя на газу не возникает особых проблем. Такие смазки предлагают ведущие бренды Shell, Motul, отечественный Лукойл и другие известные производители.
Метановое оборудование: установка ГБО метан, доступность и цены
Итак, если принято решение поставить метан на авто, цена на такое оборудование будет выше, чем на установку под пропан. На ценообразование влияет несколько причин.
Если отбросить установку ГБО в гаражных условиях (настоятельно не рекомендуется), подавляющее большинство крупных центров по установке газа на авто с выдачей сертификата для регистрации ГБО ставят оборудование под газ пропан-бутан.
Качественное ГБО под пропан иностранного производства различных поколений можно поставить на карбюраторные и инжекторные двигатели, цена ГБО 2 будет составлять около 350 долларов США, ГБО 4, в среднем, обойдется около 900 долларов США. На установку «под ключ» требуется около 12 часов.
Газовая установка метан (ГБО метан) также иностранного производства, подойдет для разных моторов, однако цена будет от 600 долларов США для второго поколения и около 1000 долларов за ГБО 4. Дело в том, что метан ставят намного меньше организаций, снижена конкуренция, меньше спрос. Соответственно, цена на метан ГБО, как минимум, на 25-30% выше по сравнению с ГБО пропан.
Еще добавим, что 4 поколение ГБО метан является последним в линейке. По сравнению с пропаном, дальнейшее развитие систем на метане не предполагается, так как метан находится в газообразном состоянии и не сжижается для прямого впрыска (в отличие от пропана).
Какой газ лучше выбрать для машины
Нельзя точно сказать, какой газ лучше для авто – пропан или метан, поскольку и тот и иной вариант используется автовладельцами. Кроме различий у них есть много общего, поэтому при выборе основного топлива на замену бензину, следует учитывать следующие характеристики:
- Расход и цена заправки. Если провести небольшой анализ, то можно заметить, что траты газового топлива примерно одинаковые. В среднем при объеме мотора в 1,6л, потребуется от 9 до 11 л на 100 км.
- Безопасность использования. Опаснее считается пропан, хотя прямое сравнение между ними в этом вопросе проводилось скорее косвенное. Оба газа взрывоопасны, но из-за несовершенства пропановых ГБО, их приходится контролировать гораздо чаще. Для экологии безопаснее метан.
- Цена установки. Разница в стоимости монтажа существенная из-за сложности технологии в случае с метаном. Но сумма всегда рассчитывается индивидуально и зависит от характеристик самого транспортного средства, производителя ГБО, поколения оборудования (дешевле предлагаются старые варианты).
- Окупаемость. Напрямую зависит от дальности поездок и частоты эксплуатации автомобильного транспорта. Ниже расходы при задействовании метана, поэтому оборудование для него устанавливается на городские и междугородние автобусы. Пропановые смеси в этом плане чуть дороже, но срок окупаемости с такими ГБО больше.
Газовое топливо позволяет владельцу транспортного средства существенно сэкономить, так как реализуется на рынке вдвое дешевле и цены на него растут не так стремительно, как на бензин. Установка оборудования обычно окупается за год, но все зависит от выбранного производителя и поколения системы. При выборе подходящей разновидности газа, необходимо учитывать все факторы, характеристики и другие важные нюансы.
Что такое пропан
Пропа́н, C3H8 и бутан — органические вещества класса алканов. Бесцветный газ без запаха. Очень мало растворим в воде. Точка кипения −42,1С. Точка замерзания -188С. Образует с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации паров от 2,1 до 9,5%. Как представитель углеводородных газов пожаро- и взрывоопасен.
В небольшом количестве пропан содержится в природном газе, в промышленных количествах пропан получают в процессе высокотемпературной переработки нефти.
Так как сам газ практически не пахнет, для безопасности и своевременной диагностики утечек газа органами обоняния человека в него добавляют одоранты, содержащие пахучие вещества. Именно их называют «запахами газа».
Где применяется пропан?
Этот газ знаком абсолютно всем современным людям. Пропан сегодня применяется практически повсеместно. В первую очередь это касается производственных процессов.
Так, технический газ пропан с успехом применяется для производства газопламенных работ на различных производственных объектах. С его помощью производят как резку металла, так и сварку конструкций. При работе с металлоломом этот газ практически незаменим для заготовки сырья.
С не меньшим успехом пропан применяется и при производстве тепловой энергии. В последующем тепло, полученное при помощи технического газа пропана, используется для обеспечения теплоснабжения, как производственных помещений, так и для подачи тепла в жилые комплексы.
В быту газ пропан находит свое применение в самых различных сферах деятельности человека. Самым распространенным способом применения этого газа является использование его в качестве энергоносителя для газовых плит и газовых колонок. С его помощью человек готовит пищу, нагревает воду. Также в индивидуальном секторе жилья пропан используется для организации отопления помещений. Для этого устанавливается специальное оборудование. Газ пропан в жилые помещения подается с помощью газопроводов. В некоторых случаях также может иметь место доставка сжиженного пропана в специальных баллонах. Соотношение между пропаном и бутаном в смеси меняется в зависимости от времени года – зимой преобладает пропан, а летом бутан.
Широко используется качестве автомобильного топлива.
В химической промышленности используется при получении мономеров для производства полипропилена.
Является исходным сырьём для производства растворителей.
Хранится и транспортируется в специальных емкостях (баллоны, цистерны) без стабилизирующих добавок при температуре до 50 °С.
В чем опасность пропана?
В первую очередь- его высокая взрывоопасность. Пропано- бутановая смесь примерно в два раза тяжелее воздуха поэтому при утечке не улетучивается, а накапливаться и тогда будет достаточно одной искры. А в смеси с воздухом его взрывоопасность увеличивается.
Вторая опасность в том, что пропан, попадая в воздух, смешивается с ним, вытесняет и уменьшает содержание кислорода в воздухе Человек, находящийся в такой атмосфере, будет испытывать кислородное голодание, а при значительных концентрациях газа в воздухе может погибнуть от удушья.
Пропан – бутановые смеси в жидком виде разъедают резину, поэтому необходимо тщательно следить за резиновыми изделиями, применяемыми в аппаратуре газопламенной обработки металлов, и в случае необходимости, производить их замену. Наибольшая опасность разъедания резины существует зимой, когда имеется большая вероятность попадания жидкой фракции в шланги.
При работе с пропан-бутаном не допускается попадания жидкой фракции на кожные покровы тела, так как в связи с быстрым ее испарением и отбором тепла наступает обморожение.
Пропан – бутановая семь обладает большим коэффициентом объемного расширения Так у пропана он в 16 раз больше чем у воды, а у бутана в 11 раз. Поэтому наполнять баллоны пропан – бутановой смесью более 85% по объему нельзя – очень опасно.
В целом можно говорить о том, что для безопасности и спокойствия необходимо периодически контролировать предельно допустимую концентрацию газа в помещении . Если вы чувствуете «запах газа» обязательно пригласите специалистов для проведения экспертизы воздуха.