Что будет если

Ручник на автомобиле с АКПП

Так зачем же нужен ручник на транспортном средстве с автоматом. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с тем, что из себя представляет ручной тормоз, а что – положение кулисы переключения передач автомата «Паркинг».

«Паркинг» — что это такое и что блокирует

В автоматической коробке передач есть режим «P». Полная расшифровка этой буквы «Parking», а в переводе на русский означает «Парковка» или стоянка.

Паркинг в автомате представляет собой шестерню, которая соединена с выходным валом АКПП и специальный механизм. Последний имеет небольшой штырь, который попадает между зубьев шестеренки и стопорит ее после того, как водитель переключает кулису автомата в положение «Паркинг».

Внимание! В отличие от ручника этот штырь выдерживает малые нагрузки. Если авто поставить под уклоном, то любая раскачка может сдвинуть штырь или сломать и, как результат, автомобиль покатится вниз.

Для чего нужен ручник

Другое дело стояночный тормоз или ручник. Он отличается от паркинга на автомате. Во-первых, строением. Состоит из следующих деталей:

  • рычаг стояночного тормоза;
  • металлический трос, который имеет хорошую гибкость;
  • задние барабанные тормозные механизмы — колодки.

Внимание! Ручник не сможет обеспечить полное блокирование транспортных средств в снаряженном состоянии при остановке на уклоне до 16 градусов.

Если наблюдаются проблемы с автоматической тормозной системой автомобиля, то автовладелец сможет остановить машину, подтармаживая задние колеса ручником.

Современные автоматы наделены электронным ручником. Официальное название этой системы EPB – Electronic parking Block. По сути это специальная кнопка, обозначенная буквой «P», на панели салона авто.

Пользуясь этой кнопкой, автовладелец сможет выровнять положение авто на дороге во время драйва или заноса. Принцип действия электронного стояночного тормоза таков:

  1. Нажать на кнопку «P».
  2. Электрический сигнал поступает к блоку управления ручником.
  3. Ручник посылает сигнал на гидравлически-электрические суппорты.
  4. Происходит блокировка задних колес посредством зажимания суппортов. Автомобиль останавливается.
  5. Отключение электронного стояночного тормоза происходит повторным нажатием кнопки «P».
  6. Преимущества электронного ручника в коробке автомат:
  • отсутствие отката машины на подъеме;
  • не нужно регулировать во время эксплуатации;
  • отсутствие огромного рычага. Вместо него в панель встроена маленькая кнопка.

Отрицательные стороны электроручника на коробке автомат:

  • высокая стоимость механизма;
  • нет регулировки усилия торможения, которое есть в механическом стояночном тормозе.

Внимание! В холодное время года рекомендуется не использовать ручник по ночам или морозными зимними днями. Так как тормозные колодки могут примерзать к колесам, если транспортное средство проехало по луже.

Какие детали изнашиваются в первую очередь?

  1. Тормозные колодки. На автомобилях с отдельными колодками ручного тормоза толщина фрикционного слоя небольшая. Поэтому за одну такую поездку длиной более 50-100 км вы можете стереть колодки. В отличие от основных тормозных механизмов, толщина колодок ручника рассчитывается с учетом целевого назначения – фиксации авто на уклонах и не более.
  2. Тормозные диски. Помимо того что уменьшается толщина дисков, куда более опасен их перегрев. Нагреваясь, металл дисков становится мягким. При попадании в лужу происходит резкое охлаждение с деформацией геометрии диска. После этого при нажатии на педаль тормоза вы будете ощущать вибрации на руле, педали и в целом по кузову. Опытные водители в таком случае говорят – бьют тормозные диски. Поэтому долго ехать на ручнике без остановок нельзя. В первую очередь рекомендация относится к авто, у которых и основной, и ручной тормоз реализован единым механизмом.
  3. Резинотехнические изделия. Из-за повышенных температурных нагрузок пыльники тормозных цилиндров и направляющих потеряют долю своей эластичности. Впоследствии их нужно будет либо заменить, либо тщательней следить за их состоянием. Треснувший пыльник тормозного цилиндра приведет к попаданию внутрь влаги, корродированию и задирам на стенках/поршне. При значительном повреждении цилиндра суппорта заменой поршня вы не отделаетесь. Придется покупать суппорт в сборе, что стоит немалых денег.
  4. Аналогичная ситуация с пыльниками направляющих суппортов. Влага может привести к закисанию суппортов, из-за чего колесо всегда будет немного подтормаживать, нарушится равномерность износа тормозных колодок и дисков.

Когда на ручник машину с автоматом можно не ставить

Не будем обходить вниманием и ситуации, когда ручник можно оставить и зафиксировать машину в режиме «Паркинг». Если вы стоите на идеально ровной поверхности и уверены, что с вашей машиной в любом случае ничего не случиться – нет ничего плохого, чтобы перевести селектор на P

Нагрузки на механизм не будет никакой – значит и коробка будет в безопасности.

Также постарайтесь не увлекаться ручным тормозом в зимнее время. Это единственное исключение из правила «не пренебрегать ручником». Дело в том, что зимой или при сильном похолодании есть риск, что тормозные колодки примёрзнут к колёсам, если вы ездили по лужам. Когда будете снимать машину с тормоза, механизм может сломаться.

Автоматическая коробка передач сильно облегчает жизнь, но всё же не стоит пренебрегать мерами безопасности.

Почему следует затягивать ручник

Ручной тормоз – это рычаг, соединённый с тормозными колодками специальным гибким тросиком. Давайте разберём несколько моментов, почему автомобилистам стоит им пользоваться, даже если у вас автоматическая коробка передач.

Надёжность фиксации автомобиля

Если парковаться на горке, то возникает вопрос, что же лучше – «Паркинг» или традиционный ручной тормоз. Если фиксировать автомобиль в таком положении с помощью режима «Паркинг», то удар или раскачка может сломать стопор, и машина покатится под уклон.

Даже если никаких внешних воздействий не возникнет, знайте, что основная масса машины будет приходиться на стопор и шестерёнки, и они быстрее износятся. Ещё «за компанию» вы можете испортить механический привод блокиратора. Через какое время произойдут эти поломки – вопрос дискуссионный, но всё же лучше предупредить возможный ремонт и затянуть ручник на стоянке. Имейте в виду: чтобы поменять стопор, придётся полностью снимать коробку передач, вскрывать её и менять элемент.

Ручной тормоз более надёжен. Он специально создан, чтобы справляться с экстремальными нагрузками и держать машину даже под большим уклоном. Это конечно тоже момент относительный, и устраивать своему автомобилю «тест-драйв» ручника – не самая хорошая идея.

Идеальным вариантом будет следующий порядок действий и на уклоне, и на ровном месте: останавливаем автомобиль, выжимаем тормоз, затягиваем ручник, переводим селектор в режим P и только потом отпускаем тормоз и выключаем двигатель. Так ваш автомобиль будет зафиксирован надёжней всего, и с меньшими проблемами вы рискуете столкнуться. Чтобы съехать с уклона: нажимаем педаль тормоза, включаем двигатель, переводим селектор в режим «Драйв», и в последнюю очередь снимаем машину с ручника.

Защита от поломки АКПП

Ещё один аргумент, почему стоит предпочесть ручник режиму «Паркинг» — это защита АКПП от поломки, если в вас случайно въедет другой автомобиль. Если машина при ударе стояла на ручном тормозе, то ничего страшного произойдёт и его ремонт обойдётся вам намного дешевле, чем, если пострадает коробка-автомат (а ремонт АКПП это дорого).

Выработка привычки

Если вы предпочитаете АКПП механике и пересели на автомат всерьёз и надолго, не стоит брезговать ручным тормозом

Не исключено, что жизнь вас заставит пересесть на автомобиль с механической коробкой: ваш он будет или знакомого – не столь важно, но привычка затягивать ручник при остановке спасёт ваше и чужое имущество в самых непредсказуемых ситуациях

Тянуться к ручному тормозу — это всё же навык, которому учат в автошколах с младых ногтей, и не просто так.

Как правильно парковать автомобиль с автоматом

Правильная последовательность постановки на парковку автомобиля с коробкой автомат должна соблюдаться в любом случае: стоит ли на уклоне транспортное средство или автомобиль припаркован на ровной местности.

Внимание! Если неправильно эксплуатировать ручной тормоз автомата, то это может привести к его быстрому износу. В этом случае автовладельцу порой приходится делать капитальный ремонт автоматической коробки

Например, если автовладелец слышит скрежет при снятии с ручника автомобиля и движении вперед, то это значит, что транспортное средство не было тщательно блокировано с помощью ручника. Поэтому была создана дополнительная нагрузка на тормозной механизм.

На ровной поверхности

При остановке автомобиля с АКПП на ровной поверхности, постановка на парковку будет следующая:

  1. Нажать на педаль тормоза.
  2. Затянуть ручной тормоз. Если им является кнопка, то необходимо будет единожды нажать на нее.
  3. Перевести кулису автомата в положение «Парковка».
  4. Отжать педаль тормоза и выключить двигатель.

При парковке на ровной поверхности не обязательно ставить машину на ручник. Так как назад не будет тянуть вес автомобиля.

Но при постановке на парковку на уклоне следует придерживаться включения ручной блокировки колес.

На уклоне

  1. Нажать на педаль тормоза.
  2. Поднять ручник.
  3. Теперь надо перевести ручку селектора АКПП в положение «Паркинг».
  4. Отжать педаль тормоза.
  5. Выключить двигатель.

Если уклон сильный и нет ровной площадки, чтобы поставить автомашину, то рекомендуется подложить по колеса камни или кирпичи для устойчивости.

Внимание! На уклоне обязательно нужно пользоваться ручной тормозной системой помимо паркинга на автомате.

Как решить проблему

Чтобы определить точную причину лучше вызвать автослесаря. Но при наличии гаража с ямой и хоть какого-то опыта, стоит попробовать разобраться с проблемой самостоятельно, а заодно сэкономить денег.

Самостоятельный ремонт ручного механического тормоза

Самое первое, что нужно сделать при механической поломке – разобрать поочередно задние колеса. Если есть набор ключей и прочих инструментов для автомобилиста, то можно приступать.

Процесс:

  1. Снять защитные колпаки, если они имеются. Поддомкратить автомобиль с одной стороны, под передние колеса поставить стопоры.
  2. Поочередно раскрутить колесные болты, снять диск с покрышкой.
  3. Взять барабан с противоположных сторон руками и подергать. Если не снимается, то приложить с обратной стороны дощечку и через нее постучать молотком по барабану. Когда он станет подвижным, снять.
  4. Осмотреть тормозные колодки, пружину, место крепления крюка троса ручника.
  5. Подвигать вручную колодки, подергать трос, то есть разработать детали вручную.
  6. Если между деталями попала грязь, вычистить ее. Если колодки на вид изношены, накладка стерта или вообще отслоилась, значит нужно их заменить на новые.
  7. Осмотреть сам трос ручника, попробовать отрегулировать. Если он на вид ржавый, а предыдущие манипуляции с колодками и пружиной не помогли, вероятно, придется заменить и трос.
  8. После всех работ собрать колесо обратно.

Если автомобиль долго простаивал на улице, то суппорт, барабан или тормозной диск, а также колодки, вероятно, просто «залипли»

Чтобы не заниматься разборкой колеса, можно попробовать осторожно покачать вручную автомобиль вперед и назад, чтобы разъединить приржавевшие детали

Как устранить заклинивание ручника на морозе

Если ручник заклинил из-за обледеневших деталей, значит нужно их отогреть. От обливания горячей водой, которое практикуют многие водители, лучше сразу отказаться.

Для безопасной разморозки есть следующие способы:

  1. Подогрев строительным феном. Это эффективный метод избавления от наледи, но для подключения фена потребуется розетка. Поэтому, если до автомобиля можно протянуть удлинитель, то останется подключить фен и направить на пару минут на тормоза.
  2. Использование размораживающей жидкости. Обычно это раствор на спирту, который достаточно распылить на примерзшую деталь и подождать пару минут, а затем попробовать подвигать ручником. В крайнем случае, вместо специальных размораживателей из автомагазина можно использовать чистый спирт или «незамерзайку».
  3. С помощью выхлопной трубы своего же автомобиля. Для этого понадобится резиновый шланг с диаметром чуть больше выхлопной трубы, чтобы можно было его на нее закрепить. После присоединения шланга останется подвести к задним тормозам и завести автомобиль. В процессе прогрева двигателя горячий воздух разморозит тормозную систему и ручник освободится.

А вот резкодергать ручник, чтобы попытаться разбить таким образом наледь, не рекомендуется.

Двигатель

Говоря о том, что будет машине, если ехать на ручнике, нельзя забывать про такой важный элемент системы, как двигатель. Силовая установка будет воспринимать большие нагрузки при трогании с места при заблокированных колесах. Автомобиль будет трясти, и двигателю потребуется гораздо больше мощности для того, чтобы сдвинуться с места. Часто во время включенного ручника водители вообще не могут тронуться с места из-за того, что двигатель банально не вытягивает нагрузку и захлебывается. Это достаточно серьезные испытания для мотора, поэтому подобного лучше не допускать. Конечно, испортить мотор таким образом навряд ли получится, но он точно будет подвергаться большим нагрузкам.

Также страдают и другие элементы системы автомобиля, включая подвеску, трансмиссию и т. д.

Технические характеристики

Ответы знатоков

BarS:

…фсё «попала»…права на стол ..к Любимке на переэкзаменоффку .

Роман Егоров:

да ничего страшного!!))))

Александр Королев:

Ничем.

Джей-Зи:

гланое когда ходишь не будь на ручнике)

DFDanila:

отрывом рукояти ручника и износом компрессионной тяги (но это ежели долго ездить)

Golfira197RUS:

Вот удивляюсь как это? Моя не трогается на ручнике даже))))

Дед Лерыч:

Немного троссик ручника растянула. . заехай в сервис.. . они дотянут до положенной нормы…))))

margarita toropova:

Да ничем серьезным. У меня сеструха 30 км проехала, пока поняла, что к чему. Зато у нее цвет волос обалденный — жемчужно-белый.

murzik99rus:

Сын: Пап, а мамка лучше тебя водит, ты вот говорил что нельзя на ручнике ездить, а мамка на нём вчера весь день проездила…

Людмила:

Ничем. У меня как-то было такое: не до конца опустила его. Все впорядке. Не беспокойтесь.

Максим Буданов:

ничем в следующий раз будь внимательнее!!!!

76-98 лтд:

Чревато развитием рассеяного склероза!

Елена Смирнова:

Покоцанными тормозными колодками

Александр Плещенков:

если ручник хорошо держит то машина почувствует зто, видимо надо подтянуть ручник ибо тормоза должны быть всегда надёжны

Natalia:

Ничего страшного, если переживаешь, давай я посмотрю твою машину.

серега абруков:

запах горелого в машине

Наталья Маслова:

если не километров — то запомниццца следить за лампочкой…

Седой:

1. Приобретён некоторый ОПЫТ;2. Немного пошлифовались тормозные колодки !!!(У самого такое было — проехал по неопытности на ручнике километров 20-25 !!!)

Alex:

Хорошо что не километров!

псевдоним:

На самом деле, вопрос конечно литорический!!!! А что в машине есть ручник? и что это? =)))

alex stepkun:

ничего не будет, накрайняк понюхай жидкость акпп через щуп, горелым пахнуть не должно

Xenon m04:

с АКПП ни чего не должно быть, если только износ колодок и дисков (тормозных)

アレクサンダー.:

Абсолютно ничего

Снег Белый:

За 50 м ничего не случится.

Александр Михайлович:

хорошо хоть не загорелась. а что бы не забывал про ручник чаще на приборы надо смотреть. там лампочка ручного тормоза мигает.

Rauf 69 Guseynov:

у меня сразу сигналит шта я забыл ручник

Влад Охрименко:

ничево не будет

Светик:

Стерлись задние колеса…. маленько!!!!

иван зацепилов:

да ничего ей не будет тросики меньше прослужат ну конечно колодки слега да не ничего им не будет

Что делать, если заклинил электронный ручник?

  1. Проверьте предохранитель сервопривода ручного тормоза.
  2. Снимите колесо, отсоедините разъем от сервопривода. Подайте напрямую на выводы электропривода питание от АКБ. От полярности на разъеме зависит направление движения вала электродвигателя. Если проблема в кнопке либо проводке от блока к сервоприводу, то такой способ поможет снять автомобиль с ручника. Если моторчик не откликается на переполюсовку, он сгорел, либо его усилия не хватает на размыкание заклинившего механизма. Чтобы не сжечь исправный моторчик, не подавайте напряжение на выводы более чем на 2-3 секунды.

Нередко внутрь моторчика попадает влага, из-за чего его внутренности окисляются и прикипают друг к другу. Вариант с изношенными щетками случается реже и на очень больших пробегах. Если сервопривод затрещал, загудел, не дожидайтесь, пока он заклинит. Замените его либо как минимум проведите тормозным механизмам комплексную профилактику.

Внешний осмотр

Как произвести проверку работоспособности ручника на автомобилях с АКПП

Внимание! Проверку ручной тормозной системы опытные автовладельцы рекомендуют проводить через каждые тридцать тысяч километров. Чтобы проверить состояние стояночного тормоза необходимо сделать следующее:

Чтобы проверить состояние стояночного тормоза необходимо сделать следующее:

  1. Установить машину на ровную поверхность.
  2. Поднять ручник на несколько щелчков вверх. Либо нажать на кнопку «P», если в автомобиле установлен электронный ручник.
  3. Одно из задних колес поднять на домкрате.
  4. Попытаться прокрутить его.
  5. Если удастся это вращать колесо даже с небольшим усилием – значит необходимо заменить ручной тормоз.

Хорошо держащая ручная блокировка колес не даст провернуть колесо ни в какую сторону.

Не рекомендуется оставлять машину долгое время на ручном тормозе. Он выходит из строя именно из-за стоянок, отличающихся большой продолжительностью.

При продолжительной парковке на электронном ручнике может разрядиться аккумулятор и тогда автовладелец не сможет снять со стояночного тормоза. Машину в таком виде можно только транспортировать с помощью эвакуатора.

Двигатель

Говоря о том, что будет машине, если ехать на ручнике, нельзя забывать про такой важный элемент системы, как двигатель. Силовая установка будет воспринимать большие нагрузки при трогании с места при заблокированных колесах. Автомобиль будет трясти, и двигателю потребуется гораздо больше мощности для того, чтобы сдвинуться с места. Часто во время включенного ручника водители вообще не могут тронуться с места из-за того, что двигатель банально не вытягивает нагрузку и захлебывается. Это достаточно серьезные испытания для мотора, поэтому подобного лучше не допускать. Конечно, испортить мотор таким образом навряд ли получится, но он точно будет подвергаться большим нагрузкам.

Также страдают и другие элементы системы автомобиля, включая подвеску, трансмиссию и т. д.

Вероятные последствия и симптомы

Теперь стоит отдельно поговорить о том, что будет с автомобилем и водителем, если ездить на ручнике и кататься в подобном режиме довольно долго, либо же часто забывать выключить устройство.

Эксперты советуют немного визуализировать ситуацию, чтобы понять примерный уровень нагрузки на машину, когда вы едите, а ручник не выключен. Для этого достаточно представить, как обычная легковая машина берёт на буксир грузовик и пытается его за собой тащить. Причём грузовик где-то застрял и упорно не хочет двигаться сам.

С передним, полным и задним приводом мы разобрались. Теперь расскажем в общем, чем же грозит машине езда на ручнике. Последствия могут оказаться такими:

  • на мотор и трансмиссию начнёт действовать повышенная нагрузка;
  • покрышки будут быстро и неравномерно стираться;
  • колодки торможения перегреются;
  • начнётся перегрев дисков, цилиндров (тормозных) и суппортов;
  • будут активно изнашиваться ступичные подшипники.

Если же говорить про симптомы езды на ручнике, то тут всё предельно очевидно и понятно. Хотя неопытные водители всё равно этого могут не замечать некоторое время.

Основными признаками того, что вы едете при включённом стояночном тормозе, являются:

  • вибрации на руле;
  • существенное снижение управляемости;
  • отказ машины разгоняться;
  • набор скорости только при повышенных оборотах;
  • снижение тяги двигателя;
  • скипы и посторонние шумы;
  • сильный запах горелого в салоне.

На практике не почувствовать подобные симптомы сложно. Но в дождь и по снегу вероятность не заметить активный ручник, даже если вы водитель с опытом, но просто забыли его отключить, есть.

Чего больше: преимуществ или недостатков?

Электронные ручники (EPB) сделали автомобили комфортней в управлении благодаря сразу нескольким пунктам:

  • удешевление производства. При сборке автомобиля не нужно монтировать трос ручника от ручки к задним колодкам через специальный туннель в кузове;
  • улучшение эргономики салона. Скрадываемое ручкой, кожухом и тросовым механизмом место, теперь можно эффективней использовать для размещения других органов управления, ниши для вещей, подлокотника;
  • больше функциональных возможностей. Благодаря электронному управлению ручника появилась возможность реализовать помощь при старте на дороге с уклоном. Автомобиль больше не откатывается, нет необходимости играться с педалью сцепления, газом и рычагом ручника. ЭБУ по датчикам регистрирует начало движения и автоматически растормаживает задние колодки;
  • наличие самодиагностики, позволяющее зажечь контрольную лампу на приборной панели, если электронный ручник работает неправильно.

Главный недостаток электромеханической системы – удорожание стоимости обслуживания. Из-за усложнения конструкции упала и надежность узла. Провода и сам электропривод находятся в крайне неблагоприятных условиях. Нередко пластиковый корпус аткюатора трескается, из-за чего внутрь просачивается влага, реагенты. Со временем коррозия блокирует работу электродвигателя. Диагностика причины неисправности электронного ручника обходится дороже.

Общие сведения

Прежде чем рассказать о возможных последствиях езды на ручнике, нужно понять суть этого устройства, задачи, и разобраться в ситуациях, в которые могут попасть автомобилисты.

Автомобильный стояночный тормоз создан для того, чтобы фиксировать авто на неровных поверхностях и на участках с уклоном. Тем самым предотвращается случайное самопроизвольное скатывание.

Особенно важно иметь исправный ручник на машине, оснащённой автоматической коробкой. Ведь её не советуют оставлять в режиме паркинга, если машина останавливается на участке с уклоном

Это создаёт дополнительную нагрузку на трансмиссию. И чем больше угол наклона, тем большая сила будет действовать на механизм.

Если автомобиль оснащается механической коробкой, то водитель может оставлять авто при уклоне, используя передачу. Тем самым машина не будет скатываться. Никакого ущерба самой коробке при этом не причините, в отличие от АКПП. При этом стоянка на передаче не даёт 100% гарантии от скатывания транспортного средства.

МКПП не способна в полной мере удержать машину на склонах. Если угол большой, а на парковке вы включили передачу, вероятность скатывания присутствует. Особенно на старых МКПП, где передача под действием нагрузки может попросту вылететь.

Современные ручники реализованы по-разному. Классической схемой считается рычаг. Некоторые ручники выполнены в виде педали или электронной кнопки.

Вероятные последствия на механике и АКПП, когда осуществляется езда на ручнике, отличаются. Также на это влияют и разного рода иные факторы. Так рычажные тормоза при поднятии на 1-2 щелчка приводят к минимальным последствиям. Но шансы нанести ущерб машине всё равно есть. Не последнюю роль играет продолжительность движения в таком режиме.

Заключение

Итак, вот что будет если долго ехать на ручнике:

  1. Самое простое последствие – стертые задние колодки. Это недорогой расходный материал, который продается в любом автомагазине. Опытный водитель сможет заменить их даже самостоятельно, но чаще всего обращаются на СТО для замены.
  2. Стертые покрышки. Если автомобиль переднеприводный, то при движении по асфальту в течение трех-пяти минут водитель почти наверняка сотрет покрышки. В результате их придется заменить, а это довольно дорого. К сожалению, «резина» сегодня дорогая. Ездить на потертых колесах нельзя не только по правилам, но и в целях личной безопасности.
  3. Износ двигателя, который будет подвергаться большим нагрузкам. В принципе, мотору ничего не будет, просто так он быстрее изнашивается, но это не страшно.
  4. Диск сцепления. Маловероятно, что пострадает диск. Впрочем, если он уже изношен, то дополнительные большие нагрузки могут привести к его полному износу. Езда с задействованным ручником просто приблизит время его замены, не более того.

Теперь вы поняли, что будет, если ехать на ручнике. Чаще всего это не заканчивается чем-нибудь катастрофичным, ведь водители замечают плохую динамику автомобиля в течение двух-трех минут и снимают ручник

К тому же лампочка в виде восклицательного знака назойливо мигает на приборной панели, и на нее водитель почти наверняка обращает внимание. Таким образом, мы разобрались в последствиях того, если водитель ехал на ручнике на автомате

Что будет в таком случае, известно. Поэтому будьте внимательны за рулем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector